Зачем человеку автомобиль? На этот вопрос каждый отвечает по-своему: для одних - это средство передвижения, для других – роскошь, о которой можно только мечтать, для третьих – возможность расширить горизонты пространства, посмотреть интересные места в дали от дома, не усложняя себе жизнь тасканием чемоданов или рюкзаков…
И так, желание путешествовать есть, автомобиль под боком, что дальше? А дальше - определяемся с туристическим маршрутом, заправляем машину, и едем!
В своей первой поездке, также как и в любой туристической авто-поездке, необходимо знать пару несложных правил, соблюдение которых позволит минимизировать возможные дорожные неприятности.
Основные правила для автотуристов
Для начала – два основных правила, которые стоит соблюдать не только начинающим автотуристам:
Первое правило
Не переоценивайте свои возможности. Если вы за рулем недавно, водите машину неуверенно, и «боитесь каждого столба», начинайте с коротких автомаршрутов – не более 50 – 70 километров от города.
Даже если вы профессиональный водитель, и в вашем водительском удостоверении открыты все категории, возможность усталости и плохого самочувствия на дороге никто не отменял.
Поэтому – адекватно оцениваем свои силы и способности доехать до нужной точки.
Второе правило
Не переоценивайте возможности своего автомобиля. Очень интересно (а точнее смешно) наблюдать, как маленькая машинка («пупсик» или «пузотерка» - это кому как нравится) пытается проехать по лесной колее, по которой и подготовленный «Крузак» проехать не может.
Собственно, и подготовленные «Крузаки» иногда так на брюшко садятся, что лебедка не помогает, и впору бежать за трактором в соседнюю деревню (для этого, всегда в багажнике держим свободно конвертируемую валюту – т.е. пару бутылок водочки).
В данном случае работает один принцип – если хотите вернуться домой на целой машине, уточняю: вернуться домой вовремя и на целой машине, берегите своего боевого коня, и не лезьте в блуду, которая вашему коню не по зубам, т.е. не по колесам.
Подготовка к автопутешествию
В подготовке к автопутешествию нет ничего сложного. Может быть страшновато в первый раз, хотя, как правило, достаточно только желания поехать.
1. Определяемся с продолжительностью автопутешествия
То есть на какой период времени можем поехать. Это может быть как однодневный автомаршурт, так и многодневные автомаршруты, или, например, маршрут рассчитан на один день, но есть возможность переночевать и на следующий день вернуться домой.
2. Определяемся с целью автопутешествия
Чего хочется: или отдохнуть на природе (например, на озере) или сползать в горы, посмотреть природные интересные места, или погулять по улицам старинного города, посетить музей, посмотреть местные городские достопримечательности
3. Выбираем автомаршрут
Повторюсь, что начинать лучше с непродолжительных автомаршрутов – в пределах 50 – 70 километров от города. Также, вне зависимости от возможности вашего автомобиля, даже если это высоко проходимый внедорожник, начинать автопутешествия лучше со спокойных шоссейных маршрутов.
Если сильно хочется залезть, например, в горы, есть смысл максимально близко доехать до необходимого места по асфальту, а дальше сбегать пешком; собственно, не везде и внедорожник проедет (например, по крутому подъему в горы, его не затащить).
На мой взгляд, лучше всего подойдут смешанные непродолжительные автомаршруты, и ехать недалеко, и пешочком прогуляться можно, что для здоровья не последнее дело.
4. Разбираемся, как проехать
Это, наверно, самый сложный этап начала автопутешествия, особенно для тех, кто в трех соснах заблудиться может.
Вариантов безошибочно доехать до необходимого места несколько. Сначала внимательно читаем «описание проезда» или «как проехать до…» в выбранном автомаршруте (лучше, конечно распечатать само описание и карту, если она прикреплена к описанию автомаршрута, и не забыть взять с собой).
Далее, в зависимости от имеющейся возможности: либо определяем направление по бумажной карте (как ориентироваться по карте напишу в следующий раз) либо забиваем маршрут (или координаты необходимого места) в электронную карту (например в автомобильный навигатор), либо скачиваем трек (координаты) и загружаем его в соответствующее программное обеспечение.
Треки, которые мы записываем во время наших путешествий, записываются в формате.plt. Данный формат превосходно загружается в навигатор "Навител. Как это сделать, можно прочитать в статье: Как пользоваться навигатором Навител .
5. Что взять собой в дорогу
Все зависит от ваших бытовых потребностей и объема вашего автомобиля, точнее, от объема багажника вашего автомобиля.
Минимальный набор необходимых вещей отличается в зависимости от сезона (зимой добавляются теплые вещи, летом неотъемлемый атрибут – антимоскитные и антиклещевые жидкости).
Подробнее по комплектации автомобиля для автопутешествий и необходимой технической подготовке автомобиля напишу в следующий раз, а пока, для однодневного выезда необходимо взять с собой:
- запасная одежда и обувь : как зимой, так и в теплое время года существует риск промокнуть, замерзнуть или испачкаться. Особенно, если едем с детьми;
- средства гигиены: салфетки, туалетная бумага, влажные (желательно антибактериальные и обычные) салфетки;
- продукты питания: не берите с собой на природу скоропортящиеся продукты, особенно летом, в жару;
- питьевая вода: например, обычная вода в пятилитровой канистре – и попить можно и руки помыть при необходимости;
- термос с кипятком, а также посуда (кружки, тарелки, вилки, ложки). Можно и одноразовые, но не забываем потом собрать это все в мусорный пакет, довезти до ближайшей мусорки и только там выкинуть!
- аптечные принадлежности или походную аптечку : набор зависит от типа автомаршрута и времени года, маловероятно, что зимой понадобится средство от солнечных ожогов. Всегда держим под рукой антибактериальные салфетки, йод (или перекись водорода), вату, бинт. Берем необходимые лекарственные препараты, те, которыми всегда пользуемся. Возить с собой аптечный киоск смысла нет;
- мусорные пакеты: выбираем самые плотные, чтобы не порвались и не протекли, не менее, чем на 60 литров. Весь мусор собираем в пакет, плотно завязываем, довозим до ближайшей мусорки, даже если она в одном квартале от собственного дома (!), и только там выкидываем. Не забываем, что в лесу (в горах, на озере, в поле) мусороуборочные машины не ездят, дворники не ходят, дорожки не подметают...
Опять повторяюсь? А вы представьте: вы так хотели отдохнуть возле чудесного водопада, половить рыбку, искупаться, поиграть с детьми. Долго ехали к этому водопаду, устали от дороги. Приехали… А там горы мусора и вонь на всю округу.
6. Заправляем полный бак бензина
В идеале, на всякий случай, необходимо держать с собой в багажнике небольшую канистру с бензином (литров на 10). Но для шоссейных маршрутов это не обязательно, с заправками сейчас проблем нет.
Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.
Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.
Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.
Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.
Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.
Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.
Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.
Путь-дорожка
Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.
Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.
Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.
О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.
Отдых и ночлег
Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.
Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.
Отдохнули, размялись? Вперёд!
Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.
Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.
Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.
Еда
На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.
Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.
Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!
Информация о статье
Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.
Советы по подготовке и поездка
Автотуризм в России набирает обороты. Все больше людей едут проводить свои отпуска на собственном авто. Как правило поездки менее 1000 километров не представляют особых
сложностей и проблем, а вот дальние поездки, например с северных окраин страны на юга - дело серьезное и к нему нужно отнестись со всей ответственоостью!
С чего начинается путешествие? Конечно же с его планирования! Нужно заранее спланировать свой маршрут, благо в наше время есть достаточно интернет ресурсов, которые
помогут в этом любому человеку. На худой конец достаньте карту или атлас автомобильных дорог и составьте свой маршрут, нанесите на него ключевые точки - населенные пункты,
в которых вы будете останавливаться на ночлег, восполнять запасы топлива и провизии. Если с маршрутом уже определились, следует заняться погдотовкой автомобиля.
Здесь конечно же играет важную роль его техническое состояние, автомобиль должен быть полностью исправен и снаряжен соответствующим оборудованием, которое может
понадобиться в дороге. В его состав входят: запасное колесо, домкрат, балонник, буксировочный трос, знак аварийной остановки, "прикуриватель", огнетушитель, аптечка и
минимальный набор инструментов! Так же следует взять с собой несколько запасных лампочек, на тот случай если у вас они перегорят, а до магазина далеко да еще и ночь!
Не помешает и упаковка (набор) различных по номиналу предохранителей подходящих к вашему авто! Ну и, хотя бы, 10-ти литровую канистру с бензином.
Фонарь или переносную лампу, что бы не менять колесо в потемках! Рабочие жидкости автомобиля: антифриз, омывающая жидкость, жидкость для гидроусилителя (если он есть),
моторное масло, тормозная жидкость. Необязательно брать с собой полноразмерные канистры, как моторное масло по 4 литра, на экстренный случай хватит и литровых емкостей,
что бы дотянуть не спеша до ближайшего сервиса! Понимаю, вы скажете, что такие рассуждения похожи на маниакальные, но в жизни все бывает, тем более в дороге! Поэтому -
лучше перебдеть, чем не добдеть)))
Теперь что касается вашей собственной безопастности! Помимо автомобильной аптечки советую прихватить с собой те препараты, которых нет в автомобильной, но которые могут
вам понадобиться. Например, это средства от головной боли или циклических болей у женщин, препараты от изжоги или диареи (согласитесь - это не особо приятные спутники в
дальнем путешествии), ну и конечно те препараты, без которых вы не сможете обойтись или принимаете каждый день, например инсулин.
Так как путешествие более 1000 км связано, зачастую, с пересечением климатических зон нашей необъятной страны, позаботьтесь и о своем комфорте! Теплые носки, джемперы
и подштанники выручат вас в неожиданные заморозки!
Следующий этап подготовки - это обеспечение точности следования по заданному маршруту! Иногда и даже зачастую автопутешественники съезжают с федеральных дорог,
оснащенных указателями и дорожными знаками, что бы заехать на осмотр местной достопримечательности и пр., даже езда по незнакомому городу может принести не мало хлопот!
От этих хлопот вас убережет автонавигатор! Благо сейчас в продаже их превеликое множество и разнообразие, как говориться на любой вкус, и за любые деньги! А в интернете
полно ресурсов, с которых вы можете загрузить в свой навигатор абсолютно любые карты, лишь бы хватило памяти! На всякий случай возьмите мебольшую карту края или области,
в которую вы едете, вдруг навигатор выйдет из строя! А лучше всегда иметь в машине подробный атлас автодорог, места он много не занимает, зато может пригодиться в любой
момент!
Так же для обеспечения вашего комфорта и безопастности, в том числе правовой безопастности, я бы рекомендовал обзавестись еще парой тройкой девайсов! Это радар-детектор
или антирадар (в народе), автовидеорегистратор и дорожная рация. Первые два девайса помогут вам избежать неприятных встреч с сотрудниками ДПС, а если уж встреча эта
состоялась, то будет чем отстоять свою правоту (если она присутствует конечно). Ну а последний девайс - на любителя, хотя я считаю его таким же полезным как и
вышеупомянутые! Автомобильная радиостанция позволит вам в режиме реального времени отслеживать дорожную ситуацию на том участке пути на котором вы находитесь и даже дальше!
Так уж повелось в нашей стране, что водители встречных автомобилей предупреждают о засадах и постах ДПС морганием дальнего света фар, радиостанция же расширяет эту
возможность максимально! На общем дорожном канале вы сможете прослушивать разговоры дальнобойщиков, таксистов и других авто радиолюбителей, которые деляться между собой
информацией о дорожной ситуации! Но есть один минус! Народ у нас в стране, особенно в глубинке, культурой речи не блещет, так что если с вами едет ребенок - он узнает
много новых слов)))
Итак, обо всем наиболее важном позаботились, настало время позаботиться о САМОМ важном! О еде!))) Я, например, очень редко останавливаюсь в придорожных кафе, так как имел
место быть случай с довольно серьезным отравлением! Наверно шашлыком(((или местным айраном...не важно. Как водится скоропорт съедается за первым ужином в дороге:
вареные яйца, огурцы, помидоры, колбаса. На обед второго дня в ход идут копчености: куриные окорочка, таже колбаса, остатки овощей! Завтракаем-то мы как обычно: кофе
и бутербродик, в лучшем случае - шоколадный батончик...о, пардон, оговорился, не "мы", а я так завтракаю))) Ну а после сытного обеда - вытрем руки об...салфетку!
Обязательно позаботьтесь о наличии средств гигиены в дороге! Влажные салфетки для рук и для лица - незаменимая вещь в дороге! Пара пачек лишними не будет, на а если вы
хрюшка))) возите с собой 5-ти литровую баклашку воды и полотенце, опять же для рук и для лица отдельно! А что бы не париться с умыванием, точнее с методом наливания
воды в ладони, зажав бутылку между коленок, заранее врежте в крышке краник, а днище бутылки оснастите тугой веревкой, за которую бутылку можно будет подвесить...да
хоть на дорожном знаке и спокойно полоскаться в импровизированном "мойдодыре".Надеюсь этот небольшой совет кому-то пригодится! Удачных отпусков и увлекательных путешествий!!!
Путешествие на автомобиле (полезные советы ниже) имеет массу преимуществ: вы не привязаны к билетам и расписанию поездов, с вами не едут в одном салоне неугодные вам попутчики, вы сами планируете поездку, можете взять больше нужных вещей, успеваете увидеть много интересного за время путешествия и посетить массу интереснейших экскурсий самостоятельно уже на месте отдыха. Согласитесь, путешествовать на машине без посредников – это очень удобно, в первую очередь для вас. Осталось только правильно собраться в дальнюю поездку, поэтому полезные советы автопутешественникам будут кстати.
Собираемся по списку
Если вы думаете, что ничего не забудете и так, то зря. В суете легко забыть не только самые необходимые вещи, но и нужные мелочи, о чем впоследствии можно пожалеть. Чтобы не пришлось возвращаться с полпути, начните свое путешествие на машине с составления списка самых необходимых для вас вещей. А чтобы вам было проще, возьмите за основу уже готовый список необходимых вещей для путешественника.
1. Документы – паспорта, свидетельства о рождении детей, водительские удостоверения, документы на машину.
2. Деньги, банковские карты, карты заправочных станций.
3. Телефон, планшет, ноутбук (мышку, коврик), фотоаппарат (объективы, штатив) и зарядные устройства к ним – автомобильные и обычные, карты памяти и другие мелкие аксессуары, видеоплеер для ребенка.
4. Навигатор, видеорегистратор.
5. План маршрута (дорожную карту).
6. Аптечка – 2 шт, набор автомобилиста.
7. Одежда по сезону.
8. Еда в дорогу, напитки.
9. Плед, небольшая подушка.
10. Принадлежности для ребенка
А теперь рассмотрим подробно каждый пункт.
Готовим документы
Соберите паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей, права и документы на машину. Обязательно сделайте ксерокопии документов. Кроме этого, отсканируйте все документы и отправьте себе на электронную почту. Ксерокопии и оригиналы сложите в разные сумки. И пусть ксерокопии не имеют юридической силы, но в случае утери оригиналов это лучше, чем совсем ничего.
Деньги
Предпочтительно хранить деньги на банковской карте, а наличных иметь ровно столько, сколько вам потребуется на заправку автомобиля, питание плюс еще немного на непредвиденные расходы. При этом оплачивать бензин лучше с карты.
Гаджеты
Перед путешествием обновите карты в навигаторе и убедитесь, что видеорегистратор в машине работает исправно. Зарядите телефоны, планшеты и другие аккумуляторы.
Разрабатываем маршрут
Очень полезная привычка – планировать поездку заранее. В интернете есть масса сервисов, где вы можете указать начало и конец маршрута, и сервис вам покажет примерное расстояние в километрах, приблизительное время путешествия, места проведения дорожно-ремонтных работ, возможные пробки и пути их объезда, и даже рассчитает количество необходимого бензина в литрах и его стоимость в рублях (или другой валюте). Имея подробную информацию о маршруте заранее, вы будете меньше нервничать в дороге.
Вот что необходимо узнать до начала путешествия на автомобиле:
Расположение гостиниц и мотелей по пути следования (а также телефонные номера и примерные расценки за проживание),
местонахождение крупных гипермаркетов (как правило, они находятся на окраинах больших городов),
расположение мест для стоянки и отдыха, хороших автозаправочных станций,
наличие больниц и аптек по пути следования,
адреса автосервисов,
адреса столовых, кафе или ресторанов быстрого питания.
Напишите план, а лучше – распечатайте, и положите его в машине в легкодоступном месте. Такой план не особенно нужен в путешествиях на близкие расстояния. А вот в поездке на 1000, 1500 и больше километров очень выручает водителя и пассажиров.
Учтите, что не все трассы у нас идеальны и не во всех направлениях легко найти заправку с сервисом «все включено» с детской площадкой и бесплатным wi-fi с выходом в интернет через I-pad, который организация предоставит вам в бесплатное пользование тут же в зале кафе. На некоторых пустынных дорогах невозможно подыскать даже небольшой мотель. Постарайтесь обязательно учесть и эти нюансы.
Чем перекусить в дороге во время путешествия на автомобиле
Все зависит исключительно от того, чем вы привыкли питаться, но и здесь есть несколько маленьких полезных правил:
1. Используйте сумку-холодильник или сумку-термос. Вторая сохраняет тепло или холод не так долго, и для дальних путешествий не совсем подходит.
2. Еду лучше всего упаковывать в небольшие герметичные пластиковые контейнеры.
3. В дороге удобнее всего питаться «штучной» едой – тем, что исчисляется в штуках: сосиски, котлеты, яблоки, нарезанный сыр, хлеб, очищенные яйца, орешки и прочее. Особенно это удобно, когда перекус у пассажиров случается во время движения автомобиля. Многослойные бутерброды, соусы – крайне неудобная еда в дороге.
4. Если вам необходима жидкая горячая пища, запаситесь специальным термосом для еды. Продаются такие термосы в обычных магазинах посуды.
5. Обязательно возьмите питьевую воду – с газом или без. Не берите слишком много бутылок. Воду всегда можно купить в любом местном магазине или на заправке. Имеет смысл купить больше питьевой воды, только если вы едете, например, на отдых со сменой климата, и есть опасения, что местная вода может вызвать нежелательные побочные эффекты в вашем организме. В этом случае лучше положить несколько 5-литровых бутылей питьевой воды в багажник.
6. Бодрящие и горячие напитки – чай с лимоном, кофе или - очень удобно иметь под рукой. В термосе кипяток не остывает примерно сутки, и у вас будет отличная возможность сделать кофе-брейк где-нибудь в зеленой березовой роще.
7. Положите в сумку с едой пачку влажных салфеток и несколько пищевых пакетов, куда вы сможете сложить использованную посуду, салфетки, столовые приборы.
Предметы первой необходимости для совсем еще малышей:
1. Предметы личной гигиены. Влажные салфетки (1 большая пачка), одноразовые пеленки (2-4 шт), х/б пеленки (2-4 шт), подгузники. В машине очень удобно использовать подгузники-трусики, если возраст ребенка уже позволяет, особенно в холодное время года – переодеть малыша в них намного проще, чем в обычный подгузник. Рядом с автокреслом положите 2-3 х/б пеленки или полотенце - на случай, если ребенка укачает – очень удобно быстро подложить пеленку, чтобы не испачкать кресло и одежду.
2. Детское питание. Здесь все очень индивидуально. Но в целом удобно использовать мясо и овощи в стеклянных баночках с отвинчивающейся крышкой, готовые каши с трубочкой. Не берите в дорогу кисломолочную продукцию, чтобы избежать пищевого отравления. Если вы кормите ребенка смесью, купите в аптеке несколько самых недорогих бутылочек, которые вы просто сможете выбросить после каждого кормления. Такая покупка не сильно ударит по вашему бюджету, зато избавит от множества проблем и лишних хлопот в пути.
3. Одежда. Подготовьте пакет с одеждой, которая будет у вас в машине под рукой. Даже летом стоит положить в пакет теплые носочки и кофточку (погода в другом регионе может резко поменяться), а зимой – легкую футболку и тонкие колготки.
4. Небольшой плед.
5. Игрушки, книгу.
Для детей постарше:
1. Любимые лакомства, еду, напиток.
2. Книгу или плеер (планшет) с мультфильмами.
Что положить в аптечку
Аптечек у вас будет две. Первая – та, которая должна быть в автомобиле согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации и вторая – ваша личная.
Примерный перечень медицинских препаратов:
Таблетки от укачивания, если есть необходимость,
анальгетики, спазмалитики,
антигистаминные средства,
средство от температуры, детское в том числе,
средство от расстройства желудка и при отравлении,
препараты, которые вам прописал врач,
средства от гриппа и простуды, от кашля,
спрей или таблетки от боли в горле,
назальные капли,
термометр,
пластырь, бинт,
йод, зеленка, перекись водорода.
Одежда и обувь
Одежда подбирается по сезону, но может пригодиться:
1. В летний сезон взять теплые вещи: джинсы, свитер, носки, ветровку, кроссовки или осенние туфли.
2. Тонкий плащ-дождевик, который легко помещается в сумочку.
Что еще может понадобится для автопутешествия?
Мыло, небольшое полотенце и бутылка воды для мытья рук
Туалетную бумагу
Водительские очки
Небольшие пакеты для мусора
Фонарик
Блокнот и ручку
Плед и авто-подушку
Проверяем авто перед поездкой
Не лишним будет заехать на станцию технического обслуживания и проверить:
Тормозную систему, стояночный тормоз
Давление воздуха в шинах
Уровень масла в двигателе и коробке передач, нет ли подтеков на поддоне картера
Уровень тормозной жидкости и системы гидроусилителя
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе
Исправность освещения: поворотники, габариты, ближний/дальний свет, стоп-сигналы, аварийная сигнализация, противотуманные фары, задний ход
Работу омывателя ветрового стекла, исправность работы щеток
В машине, по возможности под сиденьем (не в багажнике!), обязательно должен быть исправный не просроченный огнетушитель (а лучше два), буксировочный светоотражающий трос, домкрат, ключ для снятия колес, запасное колесо, набор инструментов для мелкого ремонта машины, запасные лампы для фар, знак аварийной остановки, автомобильный компрессор для подкачки шин, стартовые провода, жилет безопасности со светоотражающими элементами.
Не обязательно, но желательно всегда иметь в машине:
Тонкое, но теплое одеяло
Спальный мешок
Небольшую палатку
Увлекательного вам путешествия на машине по дорогам мира, ярких положительных эмоций и новых интересных впечатлений!
Кстати, а вы знаете,
Путешествие на машине - это всегда свобода передвижения, практически неограниченный объем багажа и, самое главное, возможность поменять маршрут в любой момент. Неудивительно, что все больше людей выбирают этот способ перемещения в отпуске. Февральские праздники - это отличный повод посмотреть что-то новое и совершить свое первое небольшое автопутешествие. Юрист Валерия Белова провела зимние каникулы в поездке по Европе и написала о том, как подготовиться к путешествию на машине и чего в нем ждать.
Маршрут
Валерия Белова: Свое последнее автопутешествие я совершила этой зимой. Побывала в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Все эти страны мне хотелось сравнить между собой и посмотреть не только крупные города и столицы, но и провинцию.
В Белоруссии меня особенно поразили замки, расположенные на старой польской территории, а в Румынии - небольшие приграничные города, выстроенные в стиле барокко. В Словакии и Польше необычайно хороши горы (и козий сыр). А в Венгрии чудесные минеральные купальни и спа.
Подготовка к поездке
Время подготовки к путешествию зависит от дальности поездки, состояния автомобиля и того, насколько досконально вы хотите все продумать. Лично мне хватило недели. Я прошла ТО, докупила все для машины, помыла ее, заправила, приобрела страховку и запаслась едой. Потратила я на все примерно 15 тысяч рублей. Шенгенская виза у меня была получена заранее, и на это время и деньги не потребовались.
Стоит отметить, что в Белоруссию виза не требуется, да и период подготовки меньше. Так как она ближе и граница мягче.
Но вернемся к самой машине. Погранслужбы предъявляют к ней не так много требований, но их лучше всего соблюдать:
Исправность
Не стоит удивляться, если на границе захотят проверить работу фар и иных систем. Перед путешествием уточните техническое состояние автомобиля и устраните все выявленные недочеты (начать лучше всего с полной диагностики).
И не забудьте поставить правильные шины, ведь в большинстве европейских стран шипы запрещены и в зимнее время лучше ехать на так называемых липучках, но в Скандинавии, напротив, могут потребовать резину с шипами. Если ваш путь будет пролегать через горы, то на некоторых участках вам также могут потребоваться цепи на колеса.
Чистота
Не обязательно мыть машину непосредственно перед пересечением границы, но за день до начала поездки лучше все же это сделать (к тому же во время движения по европейским странам она практически не испачкается).
Исправность
На мелкие царапины, потертости или сколы внимания не обращают, но большие повреждения кузова, стекол или фар могут привлечь внимание пограничников и привести к дополнительным вопросам и сложностям на границе.
В машине стоит обязательно иметь такие вещи:
Аптечку (не забудьте проверить ее состав и срока годности медикаментов),
Знак аварийной остановки (треугольник) и светоотражающий жилет,
Провода вспомогательного запуска (для прикуривания),
Смазку WD-40 (мне кажется, что данное средство известно всем автолюбителям своей универсальностью и не требует дополнительных пояснений),
Щетку для чистки автомобиля,
Жидкость для омывания стекол.
Ведь кто знает, что и когда может пригодиться, да и к тому же часть из этих предметов обязательно должна быть в машине в соответствии с законами России и европейских государств.
Чего не стоит брать, так это антирадары: во многих европейских странах они запрещены (а в некоторых даже незаконны и их наличие влечет штрафы). Сильная тонировка также не всегда легальна, поэтому рекомендуем заранее уточнить требования стран, которые вы собираетесь посетить, или вовсе воздержаться от поездки на слишком тонированном автомобиле.
Что взять с собой
Еда. Какая дорога без вкусных перекусов? Советую взять много разной еды - и по чуть-чуть. Одно и то же быстро надоест, да и трудно угадать, чего именно захочется. Но однозначно не стоит брать сильно пахнущие и сильно пачкающиеся продукты, ведь путешествие долгое и хочется провести его с комфортом.
Особое внимание стоит уделить напиткам. Лучше всего взять несколько небольших бутылочек негазированной воды, а остальное - по желанию.
Карты. Мне удобнее использовать их электронные варианты, которые работают без доступа в интернет. Лично я использовала maps.me или City Maps 2Go. В обоих приложениях можно скачать карты, строить маршруты, а также найти кафе и достопримечательности. Но если вы привыкли к бумаге, то берите их. Главное, чтобы вам был удобно и понятно.
Музыка. Дорога длинная, и в автомобиле вы проведете достаточно много времени, поэтому лучше заранее запастись музыкой на любой вкус и настроение, иначе вы рискуете слушать местные европейские радиостанции и наслаждаться их подборками.
Еще стоит захватить плед и небольшую подушку, чтобы недолго подремать, пока ваш компаньон ведет машину.
Какие автодокументы необходимы
В поездке (помимо загранпаспорта и визы в европейских странах и российского паспорта, например, в Белоруссии) вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права.
Стоит отметить, что если у вас права старого образца, то на всякий случай стоит заранее получить международные (так как старые российские содержат информацию только на русском языке и зачастую они непонятны иностранным правоохранителям).
Кроме того, необходим международный страховой полис (Green Card). В далеком 2009 году Россия стала участником международной конвенции по оформлению Green Card («Зеленая карта»). Теперь при путешествии на автомобиле в другие страны нужно приобрести этот страховой полис, который по сути является международным аналогом ОСАГО.
Купить его можно практически в любой страховой компании. Для этого необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и заполнить заявление. А также оплатить стоимость страховки, которая зависит от срока действия, типа транспортного средства и страны назначения. Так, один месяц страховки легкового автомобиля для путешествия по всем странам - участницам международной конвенции обойдется в 4 180 рублей, а при поездке только в Азербайджан, Беларусь, Молдову или Украину достаточно 2 190 рублей.
Важно отметить, что количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено, нет ограничений по возрасту и стажу водителей.
Пересечение границы
При пересечении границы России и страны, входящей в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), пограничный контроль практически отсутствует, но иногда у вас все же могут проверить документы, поэтому их лучше всего совсем далеко не убирать.
По-другому обстоят дела на иных границах. Они представляют собой пропускные пункты с двух сторон и немного свободной территории посередине (ее размер часто варьируется в зависимости от местонахождения).
С каждой стороны вы проходите таможенный (чаще всего зрительный осмотр машины, открытие багажника) и паспортно-визовый контроль.
Минимальное время пересечения границы, на которой осуществляется проверка паспортов и виз, - примерно 45 минут, при условии, если на ней практически никого, кроме вас, не будет. Но лучше всего на это закладывать около трех-четырех часов.
Предугадать количество машин на границе достаточно сложно, однако сегодня практически все пропускные пункты оборудованы веб-камерами, трансляцию с которых можно посмотреть онлайн и получить примерное представление о загруженности.
Однако границы между странами Евросоюза можно пройти быстрее, так как документы обычно не проверяются и вы просто едете дальше.
Кстати, получить отметку на документах для Tax free можно и при пересечении границы на автомобиле. Но тут нет единой рекомендации по местонахождению специалиста таможенной службы, который проставит вам все штампы, необходимые при получении денег в банках - партнерах программ Tax free. Единственный совет - быть внимательнее и следить за всеми указателями, потому что сдать назад на границе вряд ли получится.
Особенности разных стран
При автопутешествии стоит помнить, что страны отличаются не только своей историей, архитектурой и культурой, но и стоимостью бензина, наличием или отсутствием платных дорог, правилами дорожного движения, а также особенностями вождения и дорожным покрытием. И к этому стоит быть готовыми. Вот какие особенности заметила я.
Беларусь
АИ-95 - 1,19 белорусского рубля (около 37 рублей)
Страна с хорошими дорогами и строгим скоростным режимом. Тут нет так называемых «+20», и радары считывают действительную скорость без погрешности. Несмотря на наличие платных дорог, россиянам (на легковых автомобилях) за них платить не нужно, поэтому можно спокойно путешествовать без лишних трат.
Стоимость бензина на всех заправках практически одинаковая, и можно не тратить время на поиск заправки подешевле.
Полиция в Белоруссии неподкупна, а пограничники достаточно строги, поэтому ехать стоит аккуратно - тогда все будет отлично.
Польша
АИ-95 - 4,70 злотого (около 69 рублей)
В целом в Польше хорошие дороги, но их качество и освещенность сильно отличается в разных воеводствах (местностях).
Лично меня поразила «поющая разметка» на автобанах. Так при попадании колеса на разметку благодаря трению издается звук, который при долгой дороге отлично бодрит и держит тебя в тонусе.
Интересно, что в деревнях можно часто встретить светоотражающую разметку, которая помогает вести машину в темноте.
Платные дороги в стране есть, но оплачиваются они по примеру российских аналогов (при подъезде к ним/выезде с них), поэтому особых трудностей возникнуть не должно.
Словакия
АИ-95 - 1,16 евро (примерно 71 рубль)
При въезде в Словакию стоит заранее приобрести электронную виньетку на специальном сайте . Фактически номер вашей машины вносится в электронную базу на определенный оплаченный срок, и вы можете без ограничений пользоваться всеми дорогами страны.
Словацкая полиция обожает проверять факт оплаты дорог, останавливая иностранные машины.
Румыния
АИ-95 - 4,80 лея (примерно 66 рублей)
Платные дороги есть и в Румынии. Принцип их действия аналогичен словацкому. Поэтому, как пояснили пограничники, оплачивать их лучше всего на заправках или на сайте . При въезде в страну можно увидеть огромное количество частных магазинчиков, которые предлагают аналогичные услуги, но не стоит к ним обращаться, так как они часто обманывают туристов, беря деньги и не внося данные о машине в систему.
Водят румыны эмоционально, поэтому не удивляйтесь, если водители соседних машин помигают вам фарами и попросят ехать побыстрее.
Литва
АИ-95 - 1,19 евро (примерно 72 рубля)
Во всех прибалтийских странах практически нет хайвеев, поэтому путешествовать быстро не получится. Средняя скорость движения - 70 км/ч, несмотря на то, что ограничение скорости в 50 км/ч существует только в населенных пунктах. Вне их можно ехать 90 км/ч, а на трассах (если вам повезет их встретить) - 110 км/ч.
Стоит отметить, что путешествовать на легковом автомобиле по Литве можно без дополнительных трат, так как плата за пользование дорогами взимается только с грузового транспорта.
Латвия
АИ-95 - 1,15 евро (примерно 70 рублей)
Плата за дороги с легковых автомобилей взимается только в курортной зоне Юрмала с 1 апреля по 30 сентября. В остальное время проезд свободный.
К сожалению, я столкнулась с коррумпированными сотрудниками полиции, которые при малейшем нарушении требуют оплатить «штраф».
Эстония
АИ-95 - 1,22 евро (примерно 74 рубля)
Еще одна страна без платных дорог и сборов с легкового автотранспорта.
К тому же здесь практически нет полицейских засад на дорогах. Однако не стоит расслабляться и лихачить. В стране установлено множество камер, фиксирующих все нарушения дорожного движения.