У силовой установки любого автомобиля практически все узлы и механизмы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие сопровождается возникновением силы трения между движущимися частями механизмов. Причем из-за высокой нагруженности некоторых механизмов, сила трения между трущимися поверхностями довольно высокая. Чтобы по максимуму снизить силу трения между элементами двигателя применяются смазочные материалы - моторные масла.

В задачу этих материалов входит создание тонкой пленки между трущимися поверхностями для предотвращения соприкосновения металлических элементов узлов и механизмов. Особенно пленка нужна на двух основных механизмах двигателя – кривошипно-шатунном и газораспределительном. Помимо снижения трения оно еще и выполняет охлаждающую функцию, частично отводя тепло с поверхностей узлов. Также в задачу входит омывание трущихся поверхностей для удаления частиц грязи.

Но не все моторные масла, применяемые на автомобилях - одинаковы. Схож только его состав. Оно, каким бы методом не получено, включает в себя масляную основу и комплект всевозможных присадок. Далее подробнее рассмотрим все, что касается моторных масел.

Состав моторного масла, классификация

Итак, все моторные масла в первую очередь разделяют по химическому составу основы, то есть, каким методом и из чего она получена.
По данному критерию все они делятся на три категории – минеральные, синтетические и полусинтетические.

Основа, она же база, для минеральных масел берется из сырой нефти. Для получения смазочного материала нефть фильтруют методом селективной очистки, а также депарафинизируют. Эти масла были первыми, которые применялись на авто. Однако сейчас они применяются все реже, поскольку по своим свойствам уступают двум другим.

Первые синтетические основы были получены путем химического синтеза. Поскольку производство его именно химическим путем довольно сложное, стоимость его была значительно выше минерального. Суть данного метода сводится к синтезу из молекул определенных химических веществ основы масла. Сложность получения основы заключается в надобности подбора из простейших углеводородов молекул с одинаковыми параметрами и свойствами для дальнейшего синтеза из них молекул основы.

Сейчас к категории синтетических смазочных материалов также относятся и смеси, полученные из синтетической основы с добавлением минеральной составляющей, или полученной путем гидрокрекинга. Но в таком случае оно уже не является полностью синтетическим.

Последняя категория – это полусинтетические масла. Данное название они получили из-за того, что включают в своем составе как минеральное, так и синтетическое масло. По сути, полусинтетик – это смесь двух масел, причем пропорции компонентов могут отличаться.

  • Базовое, полученное путем очистки и депарафинизации нефти;
  • Базовое, с высокой степенью очистки путем гидрообработки (минеральное улучшенной очистки);
  • Базовое, полученное методом гидрокрекинга, что обеспечивает индекс вязкости от 80 до 120;
  • Базовое, полученное методом гидрокрекинга с индексом вязкости выше 120;
  • Базовое, полученное из полиальфаолефинов (синтетические масла);
  • Базовое, не вошедшее в вышеуказанные категории (Эфиры, гликоли и т.д.);

Группы применяемых присадок

И это только классификация основы моторного масла. В состав его также входят присадки. Они обеспечивают ряд улучшенных показателей масла. Без них основа внутри силового агрегата долго не проработает, поскольку условия его работы часто меняются, что приводит к быстрому его разрушению.

Что касается присадок, то их подразделяют на три группы, каждая из которых направлена на выполнение определенных функций.

Производство масла Shell

Самой обширной считается группа функциональных присадок. Присадки этой группы обеспечивают большое количество положительных свойств, к примеру, присадки этой группы обеспечивают повышенный противоизносный эффект, антиокислительный эффект, препятствуют возникновению пены, защищают от коррозии.

Вторая группа, не менее важная – вязкостные присадки. В задачу этих присадок входит увеличение индекса вязкости масла и поддержание его определенного значения при разных температурных режимах.

Третья группа присадок – повышающих текучесть.

Процентная масса присадок в моторном масле может отличаться. В некоторых видах присадки составляют 5% от общего количества, но встречаются и масла, в которых присадки составляют 25%.

Классификация SAE

Существует несколько классификаций моторных масел, причем каждая из классификаций отвечает за определенные свойства. Самой распространенной классификацией является SAE. Данная классификация разработана Ассоциацией автомобильных инженеров. Она характеризует вязкость, а также свойства «прилипания» его к поверхности детали. По сути, вязкость – это свойство масла «прилипать» к поверхности металла, при этом оставаясь текучим. Данные свойства оно должно сохранять при определенных температурных режимах.

Согласно этой классификации масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Причем летние и зимние виды подразделены на несколько видов, а вот всесезонные по такому принципу не подразделяются.

Всего согласно этой классификации производятся 6 видов зимнего и 6 видов летнего масла. Что касается зимнего, то его обозначение состоит из буквенно-цифрового индекса, а для обозначения летнего применяется только цифровой индекс.

Градация зимнего масла начинается от 0 и до 25, при этом обозначение последующего вида ведется через 5 единиц, то есть, 0, 5, 10 и так до 25. Дополнительным обозначением у зимнего масла выступает буква W – Winter. Чем меньше цифровое обозначение, тем вязкость его ниже при низких температурах. Так, зимнее масло 0W обеспечит запуск силовой установки даже при температуре ниже -30 С, поскольку вязкость даже при такой температуре будет не очень высокой. А вот масло 25W можно использовать при температуре не ниже -10 С.

Летнее же действует наоборот. Градация летнего масла ведется от значения 10 и до 60, причем значение последующего вида на 10 единиц больше, а буквенного обозначения не используется.

Так, масло с обозначением 20 сохранит вязкость при температуре до +20, а обозначение 50 указывает на сохранение вязкости при температуре до +50 и выше.

Но у нас распространение отдельно зимние и летние масла не получили из-за довольно широкого температурного диапазона в течение года. Смена сезонов привела бы как минимум к двукратной смене его в году.

Большее распространение у нас получили всесезонные виды масла. Этого вида вязкость указывается как для низких, так и высоких температур, и в обозначении их фигурирует и зимнее и летнее обозначение вязкости, к примеру, 5W-40. Но при этом показатели вязкости у 5W-40 могут отличаться от показателей, отдельно взятых зимнего 5W и летнего 40 масел.

Зато как таковых видов всесезонных масел нет, выпускаются они с обозначениями от 0W-50, до 25W-20.

Следует учитывать, что температурный показатель применения того или иного масла является приблизительным и производителями только рекомендуется. Реальные же температурные показатели зависят от многих факторов, в том числе и конструктивных особенностей двигателя.

Зачастую автовладельцы останавливаются только на этой классификации, считая, что знание температурного режима и вязкости вполне достаточно.

Классификация АСЕА

Однако есть и другие, не менее важные классификации. Имеется еще и классификация, разработанная ассоциацией европейских производителей автомобилей. Данная классификация имеет обозначение АСЕА.

Сводится эта классификация к возможности применения масел на тех или иных двигателях. Всего она включает 4 класса: А – для бензиновых силовых установок, В – для дизелей, применяемых на легковых авто, а также грузовых, с малой грузоподъемностью. Есть еще один класс – Е, к которому относятся дизели высокой мощности, устанавливаемые на большие грузовые авто.

Стоит отметить, что данная классификация также учитывает выпускаемые энергосберегающие масла. Особенностью их является сниженная вязкость при высоких температурах работы двигателя, чем у стандартных. За счет этого снижается и сопротивление скольжению между элементами двигателя, это положительно сказывается на потерях мощности из-за трения в силовом агрегате при работе. Однако повышенная текучесть этого масла приводит к тому, что пленка на поверхности тоньше, чем при использовании стандартного масла, соответственно скорость износа элементов двигателя выше, поэтому не всем агрегатам оно подходит.

Чтобы обозначить стандартное и энергосберегающее масло, кроме буквенного индекса применяется еще и цифровой. Всего цифровых индексов пять – от 1 до 5.

Энергосберегающие смазочные материалы в этой классификации получили индексы 1 и 5, а индексы 2,3 и 4 обозначают стандартные масла. При этом данные индексы применимы и к бензиновым и к . А энергосберегающие материалы по АСЕА обозначаются А1, А5, а также В1 и В5. Все остальные обозначения относятся к стандартным материалам. Для класса Е такого обозначения вида нет.

Классификация API

Примерно такая же классификация, но более обширная есть и у американцев. Разработанная классификация Американским институтом нефтепродуктов, ее инициалы API.

API подразделяет масла по общим эксплуатационным свойствам. Суть этой классификации сводится к применяемости его на двигателях разных годов производства. Эта классификация была введена только потому, что со временем силовые установки совершенствовались, требования к смазочным материалам и их присадкам возрастали. Также эта классификация учитывает конструктивные особенности двигателей.

Как и в классификации АСЕА, масла подразделяются по применяемости на двигателях – бензиновые и дизельные. Но обозначение применяемости к тому или иному двигателю другое: бензиновые – S, дизель – С.

Также эта классификация предусматривает буквенное обозначение классов характеристик и свойств смазочного материала.

Классификация API для включает в себя 12 классов смазочных материалов, разделенных по применяемости в двигателях. Краткие характеристики этих классов указаны в таблице:

Классификация API масел для бензиновых моторов
SA Для силовых агрегатов, используемых без особых нагрузок
SB Для силовых установок, используемых со средними нагрузками
SC Для двигателей, используемых с повышенными нагрузками (применяется на авто до 67 г.в.)
SD Для моторов средней форсировки, используемых с высокими нагрузками (применяется на авто до 71 г.в.)
SE Для силовых агрегатов высокой форсировки, используемых с высокими нагрузками (применяется на авто до 79 г.в.)
SF Для силовых установок высокой форсировки, используемых с высокими нагрузками с применением неэтилированного бензина, без применения турбонаддува (применяется на авто до 88 г.в.)
SG Для двигателей высокой форсировки, с применением неэтилированного бензина, с использованием турбонаддува (применяется на авто до 93 г.в.)
SH Для моторов высокой форсировки, с использованием турбонаддува (применяется на авто до 96 г.в.)
SJ Для всех силовых установок (применяется на авто до 96 г.в.). Является заменой всех вышеперечисленных классов.
SL Для всех силовых агрегатов (применяется на авто до 2004 г.в.)
SM Для всех двигателей (применяется на авто, выпускаемых в настоящее время)
EC Энергосберегающие смазочные материалы

Примерно такая же таблица есть и для дизелей, она тоже состоит из 12 классов:

Классификация API масел для дизелей
CB Для силовых установок, используемых на повышенных нагрузках, среднего форсирования, без использования турбонаддува (применяется на авто до 60 г.в.)
CC Для силовых агрегатов, используемых на повышенных нагрузках, высокого форсирования, без использования турбонаддува, а также с ним (применяется на авто с 61 г.в.)
CD Для двигателей, используемых на повышенных нагрузках, высокого форсирования, без использования турбонаддува, а также с ним (применяется на авто с 55 г.в.)
CD+ Класс для японских авто, с улучшенными параметрами
CD-II Для двухтактных силовых агрегатов (применяется на технике с 87 г.в.)
CE Для моторов, используемых на повышенных нагрузках, высокого форсирования, без использования турбонаддува, а также с ним (введена на замену CC и CD классов. Применяется на технике с 87 г.в.)
CF Для двигателей внедорожной техники, оснащенной распределенным впрыском (Применяется на технике с 94 г.в.)
CF-2 Для двухтактных силовых агрегатов (введено на замену CD-II класса)
CF-4 Для высокооборотистых двигателей, с использованием турбонаддува (применяется на авто с 90 г.в.)
CG-4 Для моторов, применяемых в тяжелых условиях (введено на замену CD, CE, CF-4 классов. Применяется на авто с 95 г.в.)
CH-4 Для высокооборотистых силовых агрегатов (применяется на авто с 98 г.в.)
CI-4 Для высокооборотистых силовых установок (применяется на авто с 2002 г.в.)

Следует отметить, что производятся некоторые виды масел, которые могут применяться одинаково как на бензиновом моторе, так и на дизеле. В таких смазочных материалах обозначение классификации API включает двойное обозначение, к примеру, API SL/ CH-4.

Также ассоциация разработала отдельную классификацию API для смазочных материалов, предназначенных для двухтактных силовых установок, а также классификацию трансмиссионных масел.

Также существуют и другие спецификации:


Альтернативный метод получения масла

Следует отметить, что разработки в создании новых моторных масел ведутся постоянно. Перспективным на данный момент является получение масла, а точнее основы для него, из природного газа. Эта технология сейчас активно разрабатывается компанией Shell.

Для получения основы, природный газ (метан) проходит несколько этапов. Вначале производится смешивание его с кислородом для получения синтез-газа, состоящего из водорода и монооксида углерода.

Затем из этого синтез-газа при помощи катализаторов выделяют углеводороды, но уже в жидком состоянии. Полученная жидкость подвергается гидрокрекингу, для разделения ее фракции. Одной из этих фракций и является масляная основа.

Для получения готового продукта остается только добавить необходимый пакет присадок.

Autoleek

Синтетическое масло - это синтез базовых масел на основе синтетики, а также присадок, придающих ему полезные свойства (повышенную износостойкость, чистоту, защиту от коррозии ). Такие масла подходят для эксплуатации в самых современных двигателях и в экстремальных режимах эксплуатации (низкие и высокие температуры, высокое давление и т. д.).

Синтетическое масло, в отличие от , производится на основе направленного химического синтеза . В процессе его производства сырая нефть, которая является базовым элементом, перегоняется, а после этого перерабатывается до основных молекул. Далее на их основе получают , в которое добавляют присадки с тем, чтобы конечный продукт обладал исключительными характеристиками.

Свойства синтетического масла

График зависимости вязкости масла от пробега

Особенностью синтетического масла является то, что оно сохраняет свои свойства продолжительное время . Ведь они задаются еще на этапе химического синтеза. В его процессе создаются “направленные” молекулы, которые их и обеспечивают.

К свойствам синтетических масел относят:

  • высокая термоокислительная стабильность;
  • высокий индекс вязкости;
  • высокие характеристики работы при низких температурах;
  • низкая испаряемость;
  • низкий коэффициент трения.

Эти свойства обуславливают наличие преимуществ, которыми и обладают синтетические масла перед полусинтетикой и минеральным маслом.

Преимущества синтетического моторного масла

На основе приведенных выше свойств рассмотрим, какие же преимущества дает автовладельцу синтетическое масло.

Отличительные свойства синтетического масла

Свойства

Преимущества

Высокий индекс вязкости

Оптимальная толщина масляной пленки, как при низких, так и при высоких температурах

Снижение износа деталей двигателя, особенно в условиях экстремальных температур

Низкотемпературные эксплуатационные характеристики

Сохранение текучести при запуске двигателя в условиях экстремально низких температур

Максимально быстрое поступление масла к важным частям двигателя, снижение износа при запуске

Низкая испаряемость

Минимальный расход масла

Экономия на доливках масла

Низкий коэффициент трения

Более равномерная молекулярная структура синтетического масла, снижение внутреннего коэффициента трения

Повышение эффективности работы двигателя, снижение температуры масла

Усиленные термоокислительные свойства

Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода

Стабильные вязкостно-температурные характеристики, минимальное образование отложений и нагара.

Состав синтетического масла

Синтетическое моторное или трансмиссионное масло состоит из компонентов нескольких классов:

  • углеводороды (полиальфаолефины, алкилбензолы);
  • эфиры (продукты реакции органических кислот со спиртами).

Разница молекул минерального и синтетического масла

В зависимости от состава и условий протекания химических реакций, масла подразделяют на следующие виды - эфирные, углеводородные, полиорганосилоксановые, полиальфаолефиновые, изопарафиновые, галогензамещенные, хлор- и фторсодержащие, полиалкиленгликолевые и так далее.

Важно знать, что многие производители присваивают своим маслам определение синтетического условно . Это вызвано тем фактом, что в некоторых странах продажа синтетики не облагается налоговыми сборами. Кроме этого, масла, полученные путем гидрокрекинга, порой тоже обозначают как синтетические. В одних государствах синтетическими маслами считаются смеси, содержащие до 30% присадок, в других - до 50%. Многие производители попросту покупают базовые масла и присадки у производителей синтетических масел. Смешивая их, они получают составы, которые реализуются во многих странах мира. Таким образом, количество торговых марок и собственно синтетического масла растет из года в год.

Вязкость и классификация синтетического масла

Вязкость - это способность масла оставаться на поверхности деталей, и при этом сохранять текучесть. Чем меньше вязкость масла - тем меньше толщина пленки масла. Она характеризуется индексом вязкости , который косвенно указывает на степень чистоты базового масла от примесей. Синтетические моторные масла имеют значение индекса вязкости в пределах 120...150.

Обычно для изготовления синтетических моторных масел используются базовые компоненты, имеющие наилучшие низкотемпературные свойства , и принадлежащие к широким диапазонам вязкостных классов. Например, SAE 0W-40, 5W-40 и даже 10W-60.

Для обозначения класса вязкости используется стандарт SAE - Американской ассоциации автомобильных инженеров . Эта классификация дает диапазон температур, при котором может работать то или иное масло. Стандарт SAE J300 подразделяет масла на 11 типов, среди которых шесть - зимние, и пять - летние.

Как выбрать вязкость моторного масла

В соответствии с этим стандартом обозначение состоит из двух цифр и буквы W. Например, 5W-40. Первая цифра означает коэффициент низкотемпературной вязкости:

  • 0W - используется при температуре до -35°С;
  • 5W - используется при температуре до -30°С;
  • 10W - используется при температуре до -25°С;
  • 15W - используется при температуре до -20°С;
  • при выработке ресурса двигателя до 25% (новый мотор) необходимо использовать масла с классами 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
  • если двигатель выработал 25...75% ресурса - 10W-40, 15W-40 летом, 5W-30 или 10W-30 зимой, SAE 5W-40 - всесезонно;
  • если двигатель выработал более 75% своего ресурса, тогда необходимо использовать 15W-40 и 20W-50 летом, 5W-40 и 10W-40 зимой, 5W-50 всесезонно.

Можно ли смешивать синтетические, полусинтетические и минеральные масла

Сразу ответим на этот вопрос - смешивать любые масла, даже одного типа, но разных производителей крайне не рекомендуется . Этот факт вызван тем, что при смешивании возможно прохождение химических реакций между разными присадками, результат которых порой непредсказуем. То есть, полученная смесь не будет соответствовать хоть каким-нибудь нормам или стандартам. Поэтому смешивание масел - самая крайняя мера, когда другого выхода нет .

Зависимость вязкости от температуры

Как правило, смешивание масел происходит при смене одного масла на другое. Или в случае, когда необходимо произвести доливку, а нужного масла нет под рукой. Насколько смешивание вредно для двигателя? И что предпринять в таких случаях?

Гарантировано совместимы только масла одного производителя. Ведь технология получения и химический состав присадок в данном случае будет одинаков. Поэтому при смене масла еще несколько рабочих вам нужно будет заливать масло той же торговой марки. Лучше заменить, например, синтетическое масло на минеральное одного производителя, чем на другую “синтетику” от другого производителя. Однако лучше побыстрее избавиться от получившейся смеси в двигателе при первой же возможности. При замене масла около 5-10% его объема остается в двигателе. Поэтому следующие несколько циклов замену масла необходимо проводить чаще обычного.

В каких случаях необходимо проводить промывку двигателя:

  • в случае замены марки или производителя масла;
  • когда происходит смена характеристик масла (вязкости, типа);
  • в случае возникновения подозрения на то, что в двигатель попала посторонняя жидкость - антифриз, топливо;
  • есть подозрения, что используемое масло - некачественное;
  • после любого ремонта, когда проводилось вскрытие ГБЦ;
  • в случае сомнений, что последняя проводилась давно.

Отзывы о синтетических маслах

Предлагаем вашему вниманию рейтинг марок синтетических масел, который составлен на основании отзывов автомобилистов и мнений авторитетных экспертов. На основании этой информации вы сможете принять решение о том, какое синтетическое масло лучше.

ТОП 5 лучших синтетических масел:

Motul Specific DEXOS2 5w30 . Синтетическое масло, одобренное концерном General Motors. Отличается высоким качеством, устойчивой работой в условиях высоких и низких температур. Работает с любыми видами топлива.

SHELL Helix HX8 5W/30 . Масло выполнено по уникальной технологии, которая позволяет активно очищать детали двигателя от накопления грязи и образования осадка на его узлах. Благодаря низкой вязкости обеспечивается экономия топлива, а также защита двигателя между заменой масла.

SN/CF . Масло производится на территории Российской Федерации. Одобрено такими известными автопроизводителями как Porsche, Renault, BMW, Volkswagen. Масло относится к классу премиум, поэтому может использоваться в самых современных бензиновых и дизельных двигателях с турбонаддувом. Как правило, используется для легковых автомобилей, микроавтобусов и небольших грузовиков. Также подходит для форсированных двигателей спортивных автомобилей.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
У меня тойота camry 1997 года 3х литровая, и я уже лью это масло Лукойл Люкс 5w-40 в течении 5 лет. Зимой заводится с пульта в любой мороз с пол оборота Густеет преждевременно, способствует отложениям
Сразу скажу масло хорошее, цена качество соответствует! В автосервисах понятное дело пытаются продать масло дорогое, европейское и т. д. Чем оно дороже, тем выше риск взять подтелку, это факт к сожалению. Быстрая потеря свойств.малая защита двс
Пользуюсь много лет, нареканий нет. Смена где-то раз в 8 000 - 10 000 километров. Что особенно радует - беря на заправках практически не возможно попасть на подделку. Угар стал появляться после 2000 км пробега на нем. А так хорошее масло!

TOTAL QUARTZ 9000 5W 40 . Всесезонное синтетическое масло для бензиновых и дизельных двигателей. Также подходит для моторов с турбонаддувом, машин с катализаторами и использующими этилированный бензин или сжиженный газ.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Масло действительно хорошее, Total марку держит высоко. Имеет допуски от ведущих европейских производителей: Volkswagen AG, Mercedes-Benz, BMW, PSA Peugeot Citroën. Тест «За рулем» - Синтетическое моторное масло Total Quartz 9000 не впечатлило нас своими результатами.
Проехал на нем уже 177"000, ни разу меня не огорчило Масло ерунда, убедился лично, залил в две машины, тоже послушал совет в ауди 80 и Нисан Альмера, на высоких оборотах это масло не оказывает никакой вязкости, оба мотора застучали, причем масла брал в разных магазинах специализированных, так что плохая поставка исключается!!! Никому не советую лить эту ерунду!
Кроме этого масла не чего не лил и лить не собираюсь! хорошее качество от замены до замены ни капли, в мороз заводиться с пол оборота, подходит как для бензиновых так и для дизельной техники! на мой взгляд соперничать этому маслу могут единицы! Нет никакой уверенности, что покупаю не подделку - это основная проблема.

Castrol Edge 5W 30 . Синтетическое демисезонное масло, может использоваться как в бензиновых, так и . поскольку имеет такие классы качества: A3/B3, A3/B4,ACEA C3. Производитель обещает еще более лучшую защиту за счет разработки усиленной масляной пленки которая образовывается на деталях. Предусматривает продленные интервалы замены более 10 тыс.км.

Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Езжу уже два года на Castrol 5w-30, отличное масло после 15 тысяч цвет даже почти не меняется, даже когда машина была на обкатки не чего не подливал хватает от замены до замены. Я поменял авто и уже в новое авто тоже решил залить его, отъездил от замены и тут я был отрицательно удивлён, масло было черным, и уже подпахивало гарью.
По сравнению с тем же форд форму которым пользовался более 3 лет, масло более жидкое. Двигатель работает более тихо. Вернулась тяга и характерный для фф2 звук двигателя. Выбирал по вин-коду Заливали его в VW Polo так как именно оно рекомендовано заводом производителем. Масло стоит дорого, оставляет нагар в двигателе. Машина работает очень громко. Я вообще не понимаю почему оно так дорого стоит

Как отличить синтетическое масло

Несмотря на то, что вязкость минерального, полусинтетического и синтетического масла может быть одинаковой при определенных температурах, характеристики “синтетики” всегда будут лучше. Поэтому важно уметь отличать масла по их типу.

При покупке синтетического масла необходимо в первую очередь обращать внимание на информацию, указанную на канистре. Так, масла на синтетической основе обозначаются четырьмя терминами:

  • Synthetically Fortified . Такие масла синтетически укреплены и имеют примеси синтетических компонентов до 30%.
  • Synthetic Based, Synthetic Technology . Аналогично предыдущему, однако количество синтетических компонентов здесь 50%.
  • Semi Synthetic . Количество синтетических компонентов более 50%.
  • Fully Synthetic . Это 100% синтетическое масло.

Кроме этого, существуют методы, с помощью которых можно проверить масло самостоятельно:

  • Если смешать минеральное масло и “синтетику”, смесь свернется. Однако нужно знать точно, к какому типу принадлежит второе масло.
  • Минеральное масло всегда гуще и темнее, чем синтетическое. Можно бросить в масла металлический шарик. В минеральном он будет тонуть медленнее.
  • На ощупь минеральное масло более мягкое, чем синтетическое.

Поскольку синтетическое масло отличается великолепными характеристиками, к сожалению, на рынке можно встретить большое количество контрафакта, ведь злоумышленники пытаются наживаться на его изготовлении. Поэтому важно уметь отличить оригинальное масло от подделки.

Как отличить подделку

Как отличить оригинал моторного масла от подделки. (shell helix ultra, Castrol Magnatec)

Существует несколько простых способов, которые помогут вам отличить канистру или бутылку с поддельным автомобильным маслом от оригинала:

  • Внимательно изучите крышку и качество закупорки . Некоторые производители устанавливают на крышку пломбировочные усики (например, SHELL Helix). Также злоумышленники могут попросту слегка приклеить крышку, чтобы вызвать подозрение оригинальной закупорки.
  • Обращайте внимание на качество крышки и канистры (банки) . На них не должно быть потертостей. Ведь самый популярный метод расфасовки фальсификата - в тары, приобретенные на СТО. Желательно, чтобы вы знали, как выглядит оригинальная крышка (самая популярная марка масла, которую подделывают - это ). При возникновении малейшего подозрения проверьте весь корпус канистры и при необходимости откажитесь от покупки.
  • Оригинальная этикетка должна быть наклеена ровно и выглядеть свежей и новой. Проверьте, насколько хорошо она приклеена к корпусу канистры.
  • На любой упаковочной таре (бутылки, канистры, железные банки) обязательно должны быть указаны номер заводской партии и дата изготовления (или дата, до которой масло пригодно для эксплуатации).

Старайтесь покупать масло у проверенных продавцов и официальных представителей. Не покупайте его у людей или магазинов, вызывающих подозрение. Это избавит вас и ваш автомобиль от возможных проблем.

Синтетические моторные масла превосходят по вязкостно-температурным характеристикам минералку и полусинтетику. Им отдает предпочтение большинство автолюбителей, мы решили выяснить: из чего делают синтетику, какими свойствами она обладает и где ее лучше всего использовать.

Из чего производят синтетические автомасла? Их изготавливают путем синтеза, на основе нефтепродуктов. Используя органический синтез, можно получать разнообразные соединения, поэтому синтетические жидкости отличаются друг от друга составом. Различают синтетику на базе:

  • полиальфаолефинов (ПАО);
  • гликолей;
  • силиконов (полиорганосилоксанов);
  • сложных эфиров.

Большой популярностью пользуется ПАО синтетика. Она обладает высоким индексом вязкости, обеспечивает пуск мотора без прогрева при минусовых температурах, защиту силового агрегата от перегрева летом. Изготавливается соединением коротких углеводородных цепочек бутилена или этилена в длинные цепочки. Чем длиннее цепь и однороднее атомы в ней, тем устойчивее структура моторного масла к разрушению. При не идеальных условиях работы силовых агрегатов (изменяется количество оборотов, нагрузка, температура, скорость) устойчивость жидкости к разрушению играет важную роль. Для увеличения ресурса двигателя необходимо, чтоб смазочный материал не кристаллизовался при минусовых температурах и сохранял свою плотность при очень высоких температурах. ПАО масла соответствуют указанным требованиям.

Моторные смеси на базе эстеров являются продуктом нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Основным преимуществом такой синтетики есть полярность молекул эстеров, позволяющая им прилипать к поверхности металла внутри двигателя. Благодаря указанному свойству в синтетических эстеровых моторных маслах нет необходимости применять присадки, выгорающие в моторе и образовывающие нагар на элементах силового агрегата. Стоит такая моторная смесь в 10 раз дороже минералки.

Синтетику на основе гликолей нельзя смешивать с минералкой, полусинтетикой или синтетикой с другой основой. Поэтому гликолевые моторные смеси практически перестали делать, гликоли применяют для изготовления антифриза.

Посмотрите видео о свойствах синтетических моторных масел:

Преимущества и недостатки

К преимуществам синтетики относят:

  1. Текучесть. Синтетические моторные смеси более текучие, чем масла, имеющие другую базовую основу. Это позволяет им уменьшить силу трения внутри силового агрегата и снизить расход топлива.
  2. Стабильность свойств. Указанные масла имеют устойчивую структуру к изменениям температуры. Они обеспечивают прокачку смеси по смазочной системе зимой и образование крепкой защитной пленки летом.
  3. Увеличенный интервал замены. Благодаря хорошим вязкостным характеристикам синтетические жидкости практически не меняют свои изначальные параметры на протяжении всего срока эксплуатации.
  4. Хорошие моющие, антиизносные свойства.
  5. Присадки. Синтетика отлично растворяет присадки, добавляемые к базе моторной смеси - препятствует их выпадению в осадок.

ПАО масла имеют существенный недостаток, отсутствующий у эстеровых смазочных материалов - небольшая растворяющая способность. Синтетика на основе ПАО обладает увеличенными моющими свойствами, она размягчает нагар, образованный внутри мотора, но не может его полностью растворить, из-за чего частички нагара отрываются от деталей привода - это может вызвать засорение смазочной системы или каналов силового агрегата.

Еще один минус - синтетические моторные масла имеют высокую стоимость, объясняется это технологией их производства, делая такую продукцию, производитель несет большие капитальные затраты.

Применение

Синтетика обеспечивает превосходную защиту привода даже в экстремальных условиях эксплуатации. Она подходит для машин с турбонаддувом или авто, испытывающих большие нагрузки. Для новых автомобилей, с современными моторами, предпочтительнее использовать синтетические смазочные материалы, они будут препятствовать нагарообразованию, коррозии, обеспечат стабильную работу силового агрегата.

Для изношенных двигателей лучше применять полусинтетику или минералку: в процессе эксплуатации машины, внутри мотора образовывается большое количество нагара, плюс увеличиваются зазоры в парах трения, на поршневой группе появляются микротрещины. Синтетика из-за большой текучести, не сможет заполнить пространство в парах трения - это приведет к «масляному голоданию» привода. Благодаря моющим свойствам синтетическое масло:

  1. Вымоет микротрещины (образованные на поршневой группе, в результате эксплуатации мотора), заполненные моторным маслом - увеличится расход смазочного материала.
  2. Спровоцирует отрыв нагара от поверхности элементов привода, произойдет засорение системы смазки.

Подбирая смазочный материал, обратите внимание на стоимость, продукция хорошего качества имеет высокую цену. Дешевле, можно приобрести только подделку.

Смазка помогает работе мотора

Как вы думаете, что жизненно важно для работы движка вашего автомобиля? Конечно, ему необходимо горючее. Но если внутри мотора нет смазочной жидкости, даже при наличии бензина он вряд ли будет функционировать. Его металлические части будут тереться друг о друга, пытаясь преодолеть возникающее сопротивление. Но сила трения окажется сильнее и не даст частям двигателя проворачиваться. Картина радикально меняется, как только в мотор попадает смазка. То, из чего состоит моторное масло, обволакивает детали внутри движка, образовавшаяся пленка защищает металл от повреждений при трении. Теперь двигатель работает без проблем.

Как же появилось моторное масло? В 1866 году американский врач Джон Эллис экспериментировал с сырой нефтью, изучая её свойства с целью применения в медицине. Неожиданно для себя он обнаружил, что это отлична смазка, добавив сырье внутрь заевшего парового двигателя. Клапаны освободились, начали двигаться плавно и свободно. Доктор Эллис запатентовал свой открытие, а мир получил первую марку моторной смазки.

Чтобы состав продукта справлялся со своей задачей, нужно:

  • соответствие свойств масла механическим, химическим, температурным реакциям, происходящем при эксплуатации авто;
  • сочетание модели двигателя, марки смазки и условий езды.

Только при наличии всех этих факторов мотор будет работать стабильно и долго.

Смазывающие жидкости призваны:

  • предотвращать трение;
  • снижать износ;
  • отводить тепло от трущихся частей мотора.

Производители всего мира трудятся над тем, чтобы создать совершенный состав смазки. На сегодняшний день выпущены несколько десятков видео с подробной информацией на эту тему. Тем, кто интересуется научными достижениями в данной области, будет полезно их посмотреть.

Классификации смазок

Заправка мотора смазкой

Моторные смазочные средства создаются для разных типов двигателей:

  • бензиновых;
  • дизельных;
  • универсальные – работающих на любом топливе.

По сезонному предназначению моторное вещество подразделяется на:

  • зимнее;
  • летнее;
  • пригодное для любого сезона.

По химическому составу, способу производства масло бывает:

  • синтетическим – обозначается на упаковке Synthetic;
  • минеральным – Mineral;
  • полусинтетическим – Semi-Synthetic.

Выбирайте моторное смазочное средство строго в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля!

Чтобы масло стало полезным для мотора, в его состав добавляются присадки. Они улучшают и корректируют свойства смазки. А еще помогают достичь конкретных целей, например, моющих. Или усиливают вязкость смазочной жидкости. Производители смазок никому не раскрывают секретный состав присадок. На этом держится их бизнес и они скрупулезно отслеживают соответствие выпускаемых продуктов международным стандартам и сертификатам.

Моторное масло подразделяется на группы в зависимости от:

  • сбалансированного состава присадок в нем;
  • коэффициента вязкости;
  • допусков производителей.

Каждое моторное вещество получает рекомендации для использования в той или иной модели автомобиля. Все потому, что двигатели изготавливаются из разных металлов и имеют свои особенности конструкции. Есть движки для гоночных, спортивных авто. Есть для внедорожников или машин постоянной эксплуатации в условиях большого города. Для каждой модели должен быть специальный мотор, а для него – особый состав масла.

Из чего состоят смазки для двигателей?

Минеральные масла делают путем очистки нефтяных фракций. Синтетические – с помощью каталитического синтеза из газов. Комбинация того и другого, в которой не менее четверти синтетики, называется полусинтетической смазкой. Состав этого продукт представляет собой углеводороды с заданным количеством атомов углерода, соединенных цепочками

Бывают прямые, длинные, как веревка, цепочки атомов. Бывают ветвистые, как кроны деревьев. Формы цепочек напрямую влияют на свойства продукта. Максимально хорошие – с цепочками веревочного типа. Разветвленные цепи легче сворачиваются клубком. Следовательно, такое масло будут замерзать при достаточно высоких температурах. Потребителей же интересует смазочная жидкость, которая не замерзает даже в жестокие морозы.

При производстве минерального средства природные извилистые цепочки выпрямляют особым способом. Синтетику изготавливают искусственно, насаживая на линейные цепи количество атомов углерода до достижения заданной длины.

Смазка имеет определенные характеристики

Если принять рабочие характеристики минеральных продуктов за отправную точку и обозначить единицей, то:

  • полусинтетика превосходит его в два раза;
  • синтетическая смазка, в зависимости от состава, в три, четыре и пять раз.

Классификация Американского института нефти API четко определяет, какие бывают моторные масла.

  1. Простые минеральные, полученные методом селективной очистки нефти.
  2. Улучшенные минеральные моторные средства. Они высокорафинированные, прошли гидрообработку, с высокой окислительной стабильностью, малым содержанием парафинов и ароматизаторов.
  3. Полусинтетическое масло с высоким коэффициентом вязкости. К нему применяют специальную гидрокрекинговую обработку, улучшающую молекулярную структуру вещества.
  4. Синтетические смазки. Имеют самый высокий уровень вязкости, отличную стабильность при окислении. Их состав свободен от молекул парафинов. Получены путем химической реакции.

Все остальные синтетические смазки, не попавшие в 4 группу, а также смазочные средства на растительной основе.

Особенности каждого вида смазок


Огромный ассортимент моторных смазок

Самые недорогие – минеральные масла. Их химический состав зависит от качества нефти. Играет роль степень очистки, её технология. Молекулы продукта имеют разную форму и длину. Отсюда нестабильные свойства минералок. Они слабоустойчивы к окислению, быстро испаряются, вязкость их плохо удерживает нужный уровень при изменении температурного режима. Существуют видео опытов, наглядно демонстрирующих изменение вязкости масел при разных температурах.

С целью улучшения таких веществ производители подвергают их состав гидрокрекингу. Это сложный физико-химический процесс, с помощью которого закрученные длинные цепи атомов разрываются на короткие. Затем гидрированием короткие цепочки дополняют атомами водорода.

Гидрокрекинг подразумевает глубокую очистку и видоизменение молекул, а значит, затрагивает и нужные, полезные свойства основы. Поэтому такое масло улучшают присадками. Получаемая в результате полусинтетика по стоимости ближе к минеральной смазке. По показателям – что-то среднее между минералкой и синтетикой.

Наиболее совершенными характеристиками отличается масло синтетическое. Из таких нефтяных газов, как бутилен и этилен, выделяют короткие углеводородные цепочки из 3-5 атомов. Путем полимеризации создают их них длинные, по 10-12 атомов. Запрограммированная длина цепочек определяет постоянство свойств синтетики:

  • стабильность вязкости при температурах до минус 50, 60 градусов позволяет запускать двигатель в жестокие морозы;
  • сохраняется нужный уровень вязкости при температуре до 100 ºС;
  • благодаря однородной структуре вещество имеет отличную устойчивость к деформации сдвига;
  • склонность к образованию лаков и нагаров крайне мала;
  • такое масло почти не угорает;
  • слабо испаряется.

Синтетическое моторное вещество стойкое. Порой вообще не требует присадок. При применении синтетики двигатели гораздо меньше изнашиваются, но стоимость её значительно выше, чем у двух других видов.

Как бензин, так и моторное смазочное средство получают из нефти. Но задачи у данных продуктов разные. Чтобы узнать, как из одной основы посредством современных технологий создают вещества, предназначенные для разных целей, можно посмотреть видео в Интернете.

* Машинные масла — все смазочные материалы, применяемые для смазки различных механизмов.
Машинные масла в частности включают в себя и автомобильные.

Позвольте начать с того, что необходимость в смазке деталей механизмов у человечества возникла уже несколько тысячелетий назад: животный жир, сало, растительное масло, деготь — эти вещества применялись для смазки колесных осей колесниц, карет, телег … а также различных механизмов, вроде мельниц и т.п.

Первое нефтяное масло появилось 140 лет назад и изобрел его, как ни странно, не инженер, а врач, американский медик Джон Эллис, который проводя медицинские исследования сырой нефти попутно заметил ее хорошие смазывающие способности- не буду ручаться за то, что он был действительно первым, но по крайней мере так гласит «официальная» история нефтяных масел.

Нефть и бензин были известны уже очень давно, однако применялись в основном в медицинских целях, например для полоскания горла при простуде — да-да, бензин продавался в аптеках!

Открытие доктора оказалось как нельзя кстати первым нефтеперерабатывающим компаниям, которые производили из нефти только керосин и бензин и отходы (70-80% массы сырой нефти! ) ранее были вынуждены выбрасывать или сжигать, а теперь оказалось, что их можно применять в качестве смазки для все более растущего парка автомобилей и промышленных двигателей и механизмов.

Нефтяные (минеральные) масла, получаемые путем перегонки сырой нефти, точнее остающиеся в остатке после получения из нефти топлива , обладают рядом отличных характеристик:

  • очень дешевы — это ведь фактически отходы основного производства (топливного), стоимость этих отходов уже включена в стоимость топлива, а тут за них еще и деньги платят;
  • не подвержены гниению и очень медленно окисляются при хранении, в отличие от растительных, и тем более животных жиров;
  • устойчивы к более высоким температурам;
  • формируют более прочную смазывающую пленку …

Качество нефтяного (минерального) масла зависит от следующих факторов:

1. Качество нефти, из которой произведено масло

Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть, около 80-90% по массе является жидкими углеводородами, то есть собственно нефтью, а остальные 10-20% — это примеси: соединения преимущественно серы, а также азота, кислорода, металлов …

Соединения серы принято считать наиболее вредными примесями и от них в первую очередь стремятся избавиться при очистке нефти и нефтепродуктов … однако каждая медаль имеет две стороны — сера не только вредна, но и полезна, о чем расскажу позже.

Сама нефть, те 80-90% жидких углеводородов, тоже неоднородна по составу: углеводороды чрезвычайно разнообразны, из них можно выделить десятки и даже сотни разных фракций , например бензин, керосин, лигроин, нафта, ацикличные углеводороды, ароматические углеводороды, асфальт … и так далее.

В зависимости от месторождения, в зависимости от конкретного состава углеводородов и примесей, нефть бывает черной, коричневой, красной и даже абсолютно прозрачной, нефть может иметь совершенно разные запахи … и тем не менее это все называют одним словом нефть , или сырая нефть , несмотря на то, что две нефти с разных месторождений могут быть качественно совершенно разными продуктами.

Качество сырой нефти, ее состав и содержание разных фракций очень сильно зависит от месторождения.

2. Качество процессов переработки сырой нефти.

Сырая нефть поступает от месторождения на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), где проходит ряд обработок:

  • подготовка к переработка — нефть очищают от воды, солей и некоторых примесей;
  • первичная переработка — перегонка, в результате которой получают легкие и тяжелые бензиновые фракции, керосиновые фракции, дизельные фракции и мазут .
  • возможно ряд других обработок с разными целями

Качественный состав полученных нефтепродуктов зависит от качества нефти и от качества процессов переработки, таких как очистка сырья, температура возгонки и точность ее регулирования, дополнительные обработки.

3. Качество процессов переработки мазута.

Мазут — от арабского «Мазхулат», отбросы.

Раньше мазут выбрасывали, затем стали использовать в качестве судового топлива, а в наше время от поступает на дальнейшие переработки, в результате которых получают в частности и нефтяные (минеральные) масла, но по-сути мазут все-равно остается отходом основного топливного производства — спросите любого экономиста и он Вам подтвердит, что стоимость отходов производства включается в стоимость продукции.

Когда мы покупаем бензин или дизтопливо, мы платим и за мазут, включенный в себестоимость топлива, а значит производителю нефтяных (минеральных) масел сырье достается бесплатно, то есть даром!

Мазут, будучи остатком (отходом) производства светлых нефтепродуктов, содержит в себе все примеси, оставшиеся от сырой нефти, а также ряд таких тяжелых веществ, как гудрон и битум — что будет, если эти вещества попадут в двигатель Вашего автомобиля в составе масла ???

Поэтому мазут в процессе переработки очищают. Очистка может производиться растворителями и гидроочисткой — от используемых растворителей и/или от параметров процесса гидроочистки зависит качество базового нефтяного (минерального) масла.

От того, насколько тщательно мазут очищен от примесей и тяжелых нефтяных фракций зависит качество и стоимость базовых нефтяных (минеральных) масел.

Однако развивающееся автомобилестроение стало предъявлять машинным маслам еще более высокие требования — в предыдущей статье я уже упоминал пять основных функций моторного масла как детали , а ведь этими функциями требования к маслу не ограничиваются.

В определенный момент стало понятно, что даже самые качественные масла, получаемые путем перегонки из сырой нефти, не справляются и не могут справиться с этими растущими требованиями.

Тогда в дело вступили «присадки » …

Присадки — это особые добавки к маслу, которые применяются для повышения его потребительских свойств.

Само нефтяное масло в таком случае называется базовым маслом, или основой, а смесь базового масла и присадки и является тем самым коммерческим маслом или просто маслом, которое мы можем купить в магазине.

1. Присадки компенсируют недостатки базового масла

Если базовое масло слишком «жиденькое», водянистое, то этот его недостаток «компенсируют» добавлением загустителя. Правда такое «компенсирование» больше похоже на обман покупателя — лучше бы взяли базовое масло подороже, зато качественнее и долговечнее.

Это как силиконовая косметология — вроде недешево стоит и должно быть красиво, а на самом деле …

2. Присадки улучшают характеристики базового масла.

Например, температура загустевания масла составляет всего -5 О С, но что если нам нужно эксплуатировать автомобиль при -20 О С? В таком случае низкотемпературную характеристику масла улучшают путем применения депрессорных присадок.

Конечно и в этом случае гораздо лучшего результата можно добиться применением более качественного базового масла, с лучшими низкотемпературными характеристиками, но это-же опять денег стоит!

3. Присадки придают маслу новые свойства.

Например — базовое нефтяное (минеральное) масло не обладает моющими свойствами, поэтому для поддержания чистоты двигателя в масло добавляют особые моющие вещества и затем гордо заявляют: наше масло содержит мощный пакет моющих присадок и лучше всех моет двигатель!!!

Не устаю всем автолюбителям задавать вопрос: от чего масло должно отмывать двигатель?

Откуда в двигателе грязь???

К вопросу о грязи вернемся позже, а пока …

Диаграмма 1

Посмотрите внимательно на Диаграмму 1 — эта диаграмма взята из общедоступных источников одной очень крупной и всем известной компании-производителя машинных масел, однако абсолютно такие-же диаграммы приводят и другие всем известные производители машинных масел и смазок.

Эта диаграмма отлично характеризует состав большинства современных масел:

  • 80% — какое-то оптимизированное базовое масло;
  • 10% — модификатор вязкости, то есть загуститель (значит базовое масло — водичка?);
  • 10% — «пакет присадок», который должен улучшить потребительские качества масла.

Сам «пакет присадок » тоже довольно типичен для всех производителей:

Диаграмма 2

  • 30% — детергенты, то есть моющие вещества, которые должны хорошо отмывать двигатель от грязи (которая непонятно откуда берется );
  • 50% — дисперсанты, которые необходимы для того, чтобы отмытая грязь в масле не слипалась и не образовывала крупных частиц, способных забить фильтры и каналы системы;
  • все остальное — Вы сами видите на диаграмме.

На мой взгляд данные этих диаграмм уже очень много говорят о том, из чего делают современные моторные и прочие машинные масла и позволяют сделать выводы, но в выводам вернемся чуть позже, а пока …

Синтетические машинные масла

Даже лучшие минеральные масла с присадками в ряде случаев не могут справляться с возложенными на них обязанностями:

  • смазывание при низких температурах затруднено относительно высокой температурой текучести нефтяных масел, то есть они теряют текучесть уже при -25 / -10 О С.
  • термостабильность минеральных масел ограничена температурой +150 / + 250 О С, чего явно недостаточно для нормальной эксплуатации, особенно в двигателях с турбонаддувом;
  • защитные свойства минеральных масел при высоких нагрузках также весьма посредственны — несомненно, противозадирные и антифрикционные присадки несколько улучшают ситуацию, однако большое количество таких присадок вызовет нестабильность состава, особенно при перегреве;
  • минеральные масла имеют очень низкий Индекс Вязкости , то есть их вязкость очень сильно изменяется с изменением температуры, а это либо ухудшает низкотемпературные характеристики, либо ослабляет защитные свойства при рабочей температуре масла.

Поэтому на сцену вышли синтетические масла, которые стали возможны благодаря развитию химической промышленности, а именно органического синтеза.

Синтетические машинные масла производятся из сырья, отличного от сырой нефти.

Первыми синтетическими маслами, которые стали применяться в двигателях, стали Поли-Альфа Олефиновые (ПАО ) масла, которые производятся из газа этилена.

История появления ПАО масел весьма интересна, но ее рассказ выходит за рамки данной статьи, скажу лишь что впервые ПАО маслами всерьез занялись немецкие ученые в военный период, и не от хорошей жизни:

  • во-первых, немецкой авиации нужны были масла, не замерзающие ни в небе, ни зимой на земле;
  • во-вторых, немцам катастрофически не хватало нефти и потому они синтезировали все, включая бензин и масла.

Забегая вперед скажу еще, что немцы в тот же период очень активно исследовали и масла на основе сложных эфиров (эстеровые масла ), получив прекрасные результаты.

ПАО масла выгодно отличаются от минеральных низкой температурой застывания (порядка -55 О С), высокой термостабильностью и высоким Индексом Вязкости , однако в то же время обладают и рядом недостатков, самые главные из которых — это очень плохие смазывающая, растворяющая и моющая способности , а также высокая стоимость производства.

ПАО масла достаточно хорошо отвечают потребностям авиации, но не соответствуют требованиям автомобильных двигателей — да-да, требования к автомобильным маслам гораздо сложнее, чем к авиационным!

Выходит, что ПАО не решает всех проблем автомобилистов — поэтому все больший интерес проявляется к маслам на базе сложных эфиров или эстеровым маслам .

Эстеровые масла, в сравнении с минеральными и ПАО, практически лишены недостатков, обладая всеми преимуществами :

  • низкая температура замерзания;
  • высокий индекс вязкости;
  • отличные смазывающие характеристики;
  • очень прочная смазывающая пленка даже при высоких температурах;
  • низкий коэффициент трения;
  • высочайшая термостойкость (у полиол-эстеров );

а кроме того:

  • отличные моющие характеристики (без присадок!);
  • отлично растворяют в себе присадки — но при этом присадок эстеровым маслам необходимо намного меньше, именно в силу очень высоких «родных» характеристик эстеров;
  • будучи произведенными из растительного сырья, эстеры не вредят экологии.

Единственный существенный недостаток эстеровых масел — они еще дороже, чем ПАО, причем значительно, по крайней мере полиол-эстеры , обладающие на сегодняшний день лучшими характеристиками.

Для удобства я включил характеристики минеральных, ПАО и эстеровых масел в сравнительную таблицу.

Минеральные масла

Синтетические ПАО масла

Синтетические Эстеровые масла

Смазывающая способность

Высокая

Низкая

Очень высокая

Полярность защитной пленки

Отсутствует

Отсутствует

Полярна

Прочность защитной пленки

Низкая

не образует пленку!!!

Очень прочная

Моющая способность

Низкая

Отсутствует!!!

Очень высокая

Низкая

Низкая

Очень высокая

Коэффициент трения

Средний

Высокий

Низкий


температурах)

85 — 100

(низкая стабильность)

140 — 150

200 — 220

Термостабильность

Низкая

Высокая

Очень высокая

Наличие вредных примесей

Большое

Практически нет

Отсутствуют

Температура замерзания

— 20 / -10 О С

— 60 О С

— 50 О С

Испаряемость

Высокая

Низкая

Низкая

Необходимость в присадках

(нестабильность состава)

ДА

ДА

Очень мало

Как видите, у минерального масла достаточно много недостатков, у ПАО масел недостатков меньше, но они довольно существенны, а вот у эстеровых масел недостатков практически нет (кроме стоимости) !

Что еще используют в качестве машинных масел?

Итак, какую картину я Вам нарисовал?

Довольно пессимистичную: минеральные масла даже с присадками для современных двигателей непригодны по ряду причин, в основном из-за термических характеристик и недостаточной прочности защитной пленки, синтетические ПАО масла тоже для автомобилей не подходят в силу других своих особенностей, эстеровые масла — самое лучшее решение для автомобилей, но несколько дороговаты.

Продаем автомобиль — покупаем лошадь, или говорим что «Профессор лопух, хоть и аппаратура при нем » ?!?!?!

Есть другой выход из ситуации, и он становится очевидным, если еще раз посмотреть на таблицу выше.

Обратите внимание на свойства минеральных и ПАО масел — достоинства и недостатки у них не совпадают, значит если смешать минеральное и ПАО масла, то достоинства одних компенсируют недостатки других.

Так мы подошли к новому классу …

Полусинтетические машинные масла

Вроде-бы все понятно: «полусинтетика» — это смесь минерального и синтетического масел, но … «Полу-» означает «половина» — надо ли думать, что «полу-синтетика», это «50% минералки» + «50% синтетики» ?

Какой процент синтетической компоненты используется?

Вот тут прячется первый камень, который в наш огород кидают «масленщики», которые пишут слово Synthetic на самых разнообразных продуктах: Synthetic Blend, Synthetically Fortified, Synthetic Based, Synthetic Technology, Semi Synthetic … В этих маслах содержание синтетических компонент может варьировать от 1% до 50% — поди разбери.

Безусловно, применение синтетической компоненты позволяет поднять уровень качества товарного масла, но необходимо понимать, что смесь — это не новое вещество с новыми свойствами, в смеси остаются все и сильные, и слабые качества компонент, как у Ахиллеса — вроде сильный был мужик, а пята (жила) была слабым местом, вот она его и подвела.

Поэтому если моторную полусинтетику, например, перегреть, то «минералка» окислится и продуктами окисления испачкает двигатель + присадки все выпадут в осадок, потому что в ПАО-основе они не растворяются, а в двигателе останется лишь испачканная ПАО основа, которая обладает плохими смазывающими свойствами и не содержит присадок.

Это конечно лучше, чем совсем без масла остаться, но в такой ситуации необходимо незамедлительно менять масло и мыть двигатель!

Качество и надежность масел с содержанием синтетики на 99% зависит от использованной минеральной основы!!!

Поэтому нефтехимики всего мира продолжали искать способы улучшить минеральные масла, сделать их чище и стабильнее и тут на сцену выходят …

Масла гидроочистки и гидрокрекинга

Гидроочистка — дополнительная обработка минерального масла в специальных реакторах водородом при определенных давлении и температуре. В результате гидроочистки значительно снижается содержание серы и ее соединений. Молекулярная структура масла не изменяется.

Гидрокрекинг — минеральное масло после гидроочистки снова подвергается обработке водородом, при более высоких температуре и давлении, за счет чего еще больше снижается содержание серы в масле, но самое главное — часть крупных молекул минерального масла расщепляется (crack — расщеплять), в результате чего молекулярный состав масла становится более однородным и улучшается стабильность его вязкости — повышается Индекс Вязкости ( Viscosity Index ) .

Каталитический гидрокрекинг — разновидность крекинга, при которой обработка водородом происходит при экстремально высоких давлениях и температуре, кроме того, применяются особые катализаторы из драгоценных и редкоземельных металлов, которые повышают эффективность преобразования молекулярной структуры масла.

В результате гидрокрекинга Индекс Вязкости минерального масла увеличивается от изначальных 85-100 единиц до 140-160, а некоторые типы могут превышать 180 единиц, то есть по Индексу Вязкости минеральные гидрокрекинговые масла могут сравняться и даже превзойти ПАО!!!

Каталитический гидрокрекинг разные фирмы производят по-разному: отличаются реакторы, используются различные комбинации давления и температуры, используются различные катализаторы. В результате этих отличий в технологических процессах гидрокрекинговые масла разных производителей могут очень сильно отличаться по своим характеристикам, хотя все они заметно выше качеством, чем минеральная основа.

Самые известные на сегодняшний день типы гидрокрекинговых масел — это VHVI (Very High Viscosity Index) и гидроизомеризованные XHVI (eXtra High Viscosity Index).

Гидроизомеризация — это процесс, во многом схожий с каталитическим гидрокрекингом, но протекающий при иных температуре-давлении-катализаторах, в результате которого происходит не столько расщепление молекул, сколько их достраивание, то есть «недоделанные» природой молекулы достраиваются и совершенствуются

Гидрокрекинг

«обычный»

Гидрокрекинг

Гидроизомеризованные

Смазывающая способность

Высокая

Высокая

Высокая

Полярность защитной пленки

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Прочность защитной пленки

Низкая

Средняя

Выше среднего

Моющая способность

Низкая

Низкая

Низкая

Антиокислительная способность

Низкая

Низкая

Низкая

Коэффициент трения

Средний

Средний

Средний

Индекс вязкости (стабильность вязкости при высоких
температурах)

100 — 120

(низкая стабильность)

130 — 160

>
180

Термостабильность

Низкая

Низкая

Средняя

Среднее

Низкое

Низкое

Температура замерзания

— 25 / -15 О С

— 25 / — 30 О С

— 40 / — 45 О С

Испаряемость

Высокая

Высокая

Средняя

Нестабильные присадки

ДА

ДА

Меньше

Таким образом новые технологии открыли новые возможности улучшить минеральные масла , но несмотря на действительно высокие характеристики гидрокрекинговых минеральных масел , такие как высокий Индекс Вязкости и очень низкое содержание сернистых и азотистых примесей, термостабильность таких улучшенных минеральных масел лишь ненамного выше термостабильносьти «простых минеральных» .

Кажется, теперь все ясно — выяснили, из чего делают масла и теперь задача их грамотного выбора станет намного легче и приятнее!

Как мы уже выяснили, самые лучшие из минеральных гидрокрекинговых масел — это гидроизомеризованные XHVI , процесс производства которых связан не только с расщеплением (крекингом) молекул, но и с их достраиванием, то есть процесс гидроизомеризации в чем-то похож на химический синтез .

Химический Синтез — процесс создания или построения сложных молекул из более простых.

И ВОТ ТУТ ПРИШЕЛ ОН — БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ …

С 2000-го года, в результате рассмотрения судебного иска, возбужденного компанией MOBIL против компании CASTROL (MOBIL проиграла суд), все производители масел получили законное право называть гидроочищенные, гидрокрекинговые и гидроизомеризованныемасла синтетическими!!!

То есть суд в ходе разбирательства вышеупомянутого иска решил, что производители имеют право называть минеральные гидрокрекинговые масла синтетическими, потому что по некоторым характеристикам они похожи на синтетические.

Суд не вынес решения, являются или не являются минеральные ГК масла синтетическим, суд лишь дал право . Дал право обманывать.

Ну — Вы возможно в курсе, что Юстиция (она же Фемида, она же богиня «правосудия») — это баба с весами, которая взвешивает кто больше положит и на этом основании выносит вердикт. А если кто возмущаться начнет — так на это у нее в руках меч припасен, враз голову отрубит, потому как имеет право!

Внимание!!! Большинство моторных масел, позиционируемых как «синтетические», являются ни чем иным, как минеральными гидрокрекинговыми маслами !!!

Это общая тенденция крупнейших производителей масел. Программа BP (кроме Visco 7000), Shell (кроме 0W-40), частично Castrol , Mobil , Esso , Fuchs … построены на гидрокрекинге. Все масла южно-корейской фирмы ZIC это только гидрокрекинг .

Определить, гидрокрекинговое это масло или нет, по этикетке практически невозможно.

Например, на канистре Esso Ultron SAE 5W -40 с лицевой стороны стоит надпись Fully Synthetic, хотя на обратной стороне {раньше было} указано, что это масло НС–синтеза! Другие производители часто вообще нигде не указывают информацию о нефтяном / минеральном происхождении своих псевдо»синтетических» масел.

Таким образом на сегодняшний день достоверность надписи Synthetic целиком и полностью лежит только на порядочности производителя — но что такое порядочность и сколько денег она принесет производителю ?

Даже на минеральных маслах (типа 15w-40) можно увидеть вводящую в заблуждение надпись вроде Contains Synthetic Agents , означающую (дословно) что масло содержит синтетические компоненты — но разве 1% синтетики многое меняет, разве многие знают английский (французский, немецкий …), чтобы правильно понять эту хитрую надпись, да и многие ли вообще вчитываются в надписи на упаковке, особенно мелким шрифтом?

На сегодняшний день, покупая моторное масло, будь на нем надпись «полусинтетика» или «синтетика» в любой из возможных вариаций, Вы в подавляющем большинстве случаев получаете продукт, который содержит 100% нефтяных масел (и присадки)

Но раз {почти} все производители масел так поступают, раз все автопроизводители включают такие масла в списки допущенных и одобренных к применению в своих двигателях — значит ничего плохого в этом нет? О чем тогда шум?

Во-первых, меня с детства учили, что обманывать нехорошо, а тут налицо обман покупателя . Неприятно …

Во-вторых, автопроизводителю важно продать как можно больше машин, а производителю масел — как можно больше масла. Они не заботятся о Вашем благополучии, они заботятся лишь о том, как в кратчайшие сроки переложить из Вашего в свой кармана как можно больше денег — Вы не согласны?

Синтетические масла (ПАО и эстеровые ) значительно увеличивают ресурс механизмов, снижают шум их работы, расширяют динамический диапазон, снижают трение и повышают энергоэффективность механизмов … и что немаловажно, повышают надежность работы в очень широком диапазоне условий.

Минеральные же масла хороши только для эксплуатации в очень узком, оптимальном диапазоне условий, например в режиме движения автомобиля по автобану на уровне моря со скоростью 90 — 130 км/ч, при температуре окружающей среды (воздуха) 25 О С. Если же машина должна ехать по горным перевалам, да еще и с тяжелым прицепом, периодически буксуя на обледеневших участках дороги — тогда минеральное масло очень быстро окислится, потеряет все свои присадки … и должно быть срочно заменено, независимо от пробега.

Главное отличие минеральных гидрокрекинговых масел от простых минеральных только в том, что у них ниже температура замерзания и выше индекс вязкости — этим они действительно похожи на синтетические, но вот термостабильность, которая является очень важной особенностью настоящих синтетических масел, у ГК минеральных практически такая же, как у минеральных.

С моей точки зрения, минеральные гидрокрекинговые масла — это хорошая альтернатива настоящим полусинтетическим.

При использовании смеси минерального и ПАО масел зимой такая смесь будет при более низкой (чем «чистая минералка») температуре оставаться достаточно жидкой, а при прогреве масла до рабочей температуры 90-100 О С смазывающая пленка будет еще достаточно прочной, но в случае перегрева даже на 10 О С минеральная компонента окислится и масло надо будет срочно менять, независимо от того, сколько Вы на нем проехали.

Также ведут себя и гидрокрекинговые масла — в нормальных условиях они показывают отличные характеристики в холодном и прогретом состоянии, но не обладают стойкостью даже к небольшому к перегреву.

Единственное преимущество смеси с ПАО в том, что после перегрева двигатель хоть как-то будет защищать ПАО-основа, но зато гидрокрекинговое масло будет существенно дешевле.

Некоторые производители товарных масел думают точно так же и называют свои продукты на базе гидрокрекинговых масел полусинтетическими.

Однако многие другие называют минеральные ГК масла — синтетикой , а за полусинтетику выдают смесь «минералки» и ГК-минералки: зато дешево — катайтесь на здоровье, но не забывайте почаще заходить к доктору … то есть на ремонт в сервис заезжать!

РЕЗЮМЕ

ИЗ ЧЕГО ПРОИЗВОДЯТ МАШИННЫЕ МАСЛА

  1. Нефтяные , произведенные из сырой нефти — это самые простые масла, их обычно называют минеральными .
  2. Гидрокрекинговые — прошедшие дополнительные обработки минеральные : они не являются синтетическими , несмотря на заявления большинства производителей / продавцов масел.
  3. Синтетические — синтетические машинные масла, это смазочные жидкости, которые производятся не из нефти, а из других видов сырья . В автомобильной промышленности на сегодняшний день применяют ПАО и эстеровые синтетические масла.

ДОСТОИНСТВА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МАШИННЫХ МАСЕЛ

  1. Нефтяные минеральные и гидрокрекинговые : главное достоинство, это их очень низкая цена при минимальной достаточной смазывающей способности. Других достоинств нет.
  2. Синтетические ПАО : их главные достоинства — это низкая температура замерзания (порядка -60 О С) и высокая термостабильность.
  3. Синтетические Эстеровые : обладают рядом важнейших свойств, особенно полиол-эстеровые :
    1. низкая температура замерзания — порядка -50 / — 60 О С;
    2. высокая термостабильность;
    3. моющие свойства — даже без присадок;
    4. полярность смазывающей пленки — масляная пленка надежно прилипает к деталям, даже после длительного простоя не происходит трения «на сухую «;
    5. очень высокая прочность масляной пленки;
    6. низкий коэффициент трения — снижаются потери передаваемой мощности.

НЕДОСТАТКИ, ПРИСУЩИЕ РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ МАШИННЫХ МАСЕЛ

  1. Нефтяные масла , и минеральные, и гидрокрекинговые = псевдо-синтетические отличаются низкой термической стабильностью и нуждаются в большом количестве присадок для удовлетворительных показателей качества. Кроме того, они не могут надежно защищать детали механизмов при высоких нагрузках и высоких температурах. Рекомендуются только для «нормальных » условий работы механизмов.
  2. Синтетические ПАО масла обладают очень плохой смазывающей способностью, совершенно не растворяют присадки, а также и грязь, кроме того, агрессивно действуют на резину и пластмассы, вызывая их усушку, растрескивание и преждевременное старение.
  3. Синтетические Эстеровые масла практически не имеют недостатков, кроме высокой цены.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ИЗ КАКОГО БАЗОВОГО СЫРЬЯ СДЕЛАНО ТОВАРНОЕ МАСЛО

Прямых способов определения, из чего состоит масло нету, но косвенно определить состав можно:

  1. По цене : высококачественный продукт не может стоить дешево.
  2. По паспорту качества, по-английски Technical Data Sheet (TDS ) : где взять этот документ и как оценить по нему качество определенного масла — тема одной из следующих статей.

Благодарю за внимание и жду Ваших комментариев!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png