Вот уже более полувека прошло с начала пилотируемых полетов в космос, первым из которых стал старт Юрия Гагарина на корабле «Восток».

Юрий Гагарин. Особые приметы.

Развязка одной из самых драматичных ситуаций в истории советской космической программы также пришлась на День Космонавтики.

В конце 1970-х годов в СССР был дан старт программе «Интеркосмос», частью которой были совместные полеты с космонавтами других стран социалистического блока. В 1978 году в космосе побывали представители Чехословакии, Польши и ГДР Владимир Ремек , Мирослав Гермашевский и Зигмунд Йен .

В апреле 1979 года пришел черед Болгарии, которую представлял летчик Георгий Иванов , прошедший предварительный отбор в своей стране, а затем программу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (слева) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (справа) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

К слову, фамилию Иванов будущий космонавт обрел только перед полетом, получив ее вместо собственной, которую сочли неблагозвучной — Какалов.

Полет должен был состояться на корабле «Союз-33», командиром которого был назначен Николай Рукавишников .

«Невезучий» Рукавишников

Рукавишников был уникальным специалистом. Выпускник МИФИ после окончания института был принят на работу в ОКБ Сергея Королева, а в отряд космонавтов включен в 1967 году, во время дополнительного набора гражданских специалистов.

Многие ветераны советской космической программы пишут, что никто не знал «Союзы» так хорошо, как Рукавишников. Он входил в число космонавтов, готовившихся по программе облета Луны и посадке на нее, однако после того, как первыми на спутнике Земли высадились американцы, пилотируемая «лунная программа» СССР была свернута.

Операция «Аполлон». Высаживались ли американские астронавты на Луне?

Рукавишникова перевели в число космонавтов, готовившихся к полету на первую космическую станцию «Салют-1». В апреле 1971 года он вместе с Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым совершил полет на «Союзе-10». Корабль состыковался со станцией, однако из-за неполадок перейти на ее борт не смог. В результате экипаж вернулся на Землю.

Члены экипажа космического корабля «Союз-10» (слева направо): инженер-испытатель Николай Рукавишников, командир корабля Владимир Шаталов и бортинженер Алексей Елисеев. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

За Николаем Рукавишниковым стала закрепляться репутация «невезучего» — «лунную программу» закрыли, на «Салюте-1» поработать не удалось. Впрочем, везение — вещь относительная. Экипаж «Союза-11», который все-таки попал на борт станции, погиб при возвращении на Землю...

В декабре 1974 года Рукавишников отправился в космос вместе с Анатолием Филипченко на «Союзе-16». Этот полет не предполагал стыковки с орбитальной станцией и проводился как испытательный в рамках подготовки к советско-американскому проекту «Союз-Аполлон». Полет прошел точно по плану, продлившись чуть менее шести суток.

Экипаж космического корабля «Союз-16» командир, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Филипченко (слева) и бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Николай Николаевич Рукавишников. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Авария на пути к «Салюту»

В 1979 году Рукавишников стал командиром «Союза-33», причем это был первый случай, когда командиром был назначен гражданский специалист.

Программа совместного советско-болгарского полета не была длительной, но зато Рукавишников должен был наконец оказаться на борту орбитальной станции.

На «Салюте-6» Рукавишникова и Иванова ждала основная экспедиция в составе Владимира Ляхова и Валерия Рюмина . «Союз-33» вез им продукты, воду, посылки от родных и друзей.

«Союз-33» успешно стартовал с Байконура 10 апреля 1979 года. Вывод на орбиту прошел штатно, впереди была стыковка и 8 суток научных экспериментов на «Салюте-6».

Полет шел свои чередом, «Союз-33» после серии маневров вошел в зону радиозахвата станции. Расстояние между кораблем и станцией составляло около 3 километров. При этом сближение с «Салютом-6» проходило с превышением расчетной скорости. Ее необходимо было погасить сообщением кораблю тормозного импульса, согласно сделанным расчетам, длительностью 6 секунд.

Но двигатель сработал нештатно, «Союз-33» дернулся, произошла потеря стабилизации, и автоматика дала команду на отключение двигателя.

Иванов несколько растерялся, поскольку к подобной нештатной ситуации его не готовили, а опытный Рукавишников понял — проблема с двигателем очень серьезная.

Дважды Герой Советского Союза, космонавт Николай Рукавишников (слева) и болгарский космонавт, Герой Советского Союза Георгий Иванов. Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33». Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

«Экипажу отдыхать в течение 15 часов»

Когда удалось передать телеметрию на Землю и там проанализировали данные, поступил запрос из ЦУПа не экипажу «Союза-33», а к находившимся на «Салюте-6» Ляхову и Рюмину: «Доложите, куда был направлен факел от камеры сгорания у „Союза“?

«Факел был направлен вбок», — доложил Ляхов.

Рукавишников понял, что произошел редчайший случай в практической космонавтике — прожиг боковой стенки камеры сгорания. Ничего подобного тому, что случилось с «Союзом-33», ранее не происходило не только в космосе, но и на испытаниях.

Корабль остался без основного двигателя, и о стыковке со станцией речь уже не шла. Вопрос стоял о том, останутся ли вообще Рукавишников и Иванов в живых.

Если факел был направлен вбок, то раскаленные газы обязательно должны были попасть на магистрали подачи топлива и электрические кабели управления резервного тормозного двигателя. А отказ резервной тормозной двигательной установки означал бы, что «Союз-33» останется на орбите навечно. Ну, если быть совсем точными, то не навечно, но на такой срок, который исключал выживание экипажа.

Центром управления полетами в это время руководил Алексей Елисеев, напарник Рукавишникова по полету на «Союзе-10». «Решение Центра следующее. Посадка на резервном двигателе. Экипажу отдыхать в течение 15 часов. В случае необходимости срочного спуска с орбиты использовать резервную двигательную установку», — передал он экипажу.

«Гарантированная мгновенная смерть»

Отдых в такой ситуации был весьма условным. Рукавишников и Иванов готовились к посадке, отдавая себе отчет, что ее может и не случиться. А экипаж «Салюта-6» в этот момент мог лишь следить за драмой, происходившей с коллегами, не имея возможности им чем-либо помочь.

Командир «Союза-33» из 15 часов, отведенных на отдых, проспал два. Все остальное время Рукавишников мучительно считал варианты развития событий.

«Если бы „Союз“ надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья, — вспоминал космонавт. — Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полет до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом... Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен. Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере. Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе. Это гарантировало нам почти мгновенную смерть — в течение нескольких десятков секунд» .

Командир корабля в уме рассчитал, как проведет эту операцию, но ничего не сказал Иванову, рассудив, что не стоит волновать товарища подобными вариантами.

Георгий Иванов (слева) и Николай Рукавишников (справа) в одной из учебных аудиторий. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Командир положился на интуицию

12 апреля 1979 года, в День Космонавтики, ЦУП сообщил окончательное решение: дублирующий двигатель запустить в 18:47. В расчетном режиме он должен был отработать 188 секунд. Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите. Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение.

В 18:47 двигатель был включен, и произошел третий вариант — через 188 секунд он продолжал работать. Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить.

Казалось бы, командир должен был вручную отключить двигатель через 188 секунд. Но Николай Рукавишников, как уже говорилось, знал «Союзы» как никто другой. Анализируя работу резервного двигателя, он пришел к выводу, что тот дает неполную тягу. А это значит, что импульс может оказаться недостаточным для схода с орбиты. Но и ждать до бесконечности нельзя по изложенным выше причинам.

Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию. В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (справа) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (слева) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

После отключения двигателя Рукавишникову и Иванову оставалось только ждать. У болгарина была фигурка человечка, привязанная к креслу, которая плавала в невесомости. Если б человечек опустился вниз, это означало бы, что состояние невесомости прекращается, и корабль сходит с орбиты. Если бы человечек не опустился, то... То тогда бы актуальным стал план, о котором Николай Рукавишников не хотел рассказывать Георгию Иванову.

После ожидания, продлившегося, казалось, целую вечность, человечек опустился вниз и повис на веревочке. «Союз-33» шел к Земле!

Они прошли по острию ножа

Спуск действительно пошел по баллистической траектории, с перегрузками до 10 g. Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант — к таким нагрузкам они были подготовлены.

На Земле в этот момент судорожно вычисляли место посадки, по некоторым прогнозам спускаемый аппарат должен был приземлиться с отклонением в 600 км. От командира отряда поиска и спасения потребовали срочно перебросить все силы в новый район, однако он, на свой страх и риск, оставил два вертолета в первоначально намеченном районе посадки.

И у командира поисковиков тоже оказалась блестящая интуиция — «Союз-33», словно решив, что приключений с него достаточно, сел в 320 км юго-восточнее Джезказгана, в районе, где обычно и заканчивали свое путешествие советские космические корабли.

Советско-болгарский космический полет вместо 8 суток продлился 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд, но счастью тех, кто встречал космонавтов на Земле, не было предела.

Экипаж «Союза-33», без преувеличения, прошел по острию ножа и заглянул в глаза смерти. Поэтому благополучное завершение миссии было большим успехом.

Трижды Героем быть не положено

Рукавишникова и Иванова чествовали и в СССР, и в Болгарии. Первый болгарский космонавт стал Героем Советского Союза и Героем Народной Республики Болгария, а вот Рукавишникову присвоили только звание Героя НРБ.

Объяснялось это существовавшим в советские годы правилом — космонавтам «Золотые Звезды» Героев Советского Союза вручались только за первые два полета, а последующие космические путешествия отмечались только орденами Ленина. Николай Рукавишников уже был дважды Героем Советского Союза, и получалось, что его самый героический и уникальный полет высшим званием страны не мог быть отмечен.

Ни Николая Рукавишникова, ни Георгия Иванова драма с «Союзом-33» не заставила отказаться от желания еще раз побывать в космосе. Однако ни тому, ни другому сделать этого не удалось. Рукавишников готовился к своему четвертому старту, но был отстранен от подготовки из-за болезни. Георгий Иванов участвовал в отборе ко второму советско-болгарскому полету, но не прошел его.

Рукавишников после ухода из отряда космонавтов много лет проработал в НПО «Энергия», возглавлял Федерации космонавтики СССР и России. Он ушел из жизни в 2002 году в возрасте 70 лет.

Георгий Иванов после совершения космического полёта продолжил нести воинскую службу, был инспектором ВВС Болгарии, избирался в Великое народное собрание Республики Болгария. В начале 1990-х принимал участие в создании частной авиакомпании «Эйр София», был ее управляющим директором. Позднее первый болгарский космонавт участвовал в благотворительных проектах, занимался бизнесом и популяризацией гольфа в Болгарии. Сегодня Георгию Иванову 75 лет, он пенсионер и проживает в Софии.



02.07.1940 -
Герой Советского Союза


Иванов (урожденный - Какалов) Георгий Иванов – космонавт-исследователь космического корабля (КК) «Союз-33», подполковник-инженер; первый космонавт Народной Республики Болгария.

Родился 2 июля 1940 года в городе Ловчев в Болгарии. Болгарин. Был членом Болгарской социалистической партии. В 1954 году окончил техникум. В 1956 году учился на курсах ДОСО (аналог ДОСААФ), получил квалификацию парашютиста и планериста. В 1964 году окончил высшее народное военно-воздушное училище имени Георги Бенковского в Долни Метрополии.

С 1964 по 1967 год служил инструктором в Военно-воздушной академии имени Георги Бенковского. С 1968 года служил командиром эскадрильи ПВО. С 1975 по 1978 год служил командиром 1-й истребительно-авиационной эскадрильи в 18-м истребительно-авиационном полку. К 1978 году его налет составлял 1900 часов.

В 1977 году отобран в качестве одного из двух кандидатов на советско-болгарский космический полет по программе «Интеркосмос». В марте 1978 года прибыл в ЦПК имени Гагарина для прохождения ОКП. Получил назначение в основной экипаж КК «Союз-33». Перед полетом, по настоянию советской стороны, он поменял фамилию с «Какалов» на «Иванов».

С 10 по 12 апреля 1979 года совершил полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз-33», вместе с Николаем Рукавишниковым . Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 1 минута. Программа полета предусматривала стыковку 11 апреля со станцией «Салют-6», где работал экипаж основной экспедиции (Ляхов Владимир Афанасьевич , Рюмин Валерий Викторович). Однако во время стыковки скорость сближения между кораблем и станцией оказалась выше расчетной, и система управления движением включила сближающе-корректирующую двигательную установку, которая сработала нештатно. Выяснилось, что прогорела боковая стенка камеры сгорания двигателя основной двигательной установки. Стыковка была отменена. После еще целого ряда аварийных ситуаций, экипажу удалось совершить посадку на 31 витке, совершив спуск по баллистической траектории.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1979 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм гражданину Народной Республики Болгария Иванову Георги Иванову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10749).

После возвращения в Болгарию отважный покоритель космоса продолжил воинскую службу. Освоил истребитель Миг-21, служил инспектором в ВВС Болгарии. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1986 году принимал участие в новом наборе болгарских космонавтов, но не попал даже в число полуфиналистов. Избирался депутатом Великого народного собрания Республики Болгария. В 1995 году владел маленькой частной авиакомпанией. В настоящее время является менеджером частной транспортной авиакомпании "Air Sofia".

Первый болгарский космонавт Георги Иванов живёт в столице Болгарии - городе Софии.

Награждён орденом Ленина, российской медалью "За заслуги в освоении космоса" (12.04.2011), орденом Георги Димитрова. Герой Народной Республики Болгария (1979 год). Доктор наук.

May 15th, 2012

Здравствуйте уважаемые.
Работая над некоторыми постами и я чуточку коснулся такой интересной на мой взгляд темы, как иностранные космонавты, участвующие в советской космической программе. Я решил вспомнить этих людей поименно.
Программа Интеркосмос с 1978 по 1988 год. Было отправлено в Космос 14 человек, причем это были первые люди Земли, космонавты не граждане СССР и США. Все они стали настоящими национальными героями в своих странах, подобная программа укрепила и взаимодействие между нашими странами и повлияло на создание благотворного образа Советского Союза, несколько пошатнувшегося после событий 1968 года.

Эмблема програмы "Интеркосмос"


Я считаю это была прекрасная пиар-акция, оправдавшая себя, несмотря на свою дороговизну. Да и сами иностранные космонавты (во всяком случае большинство из них), несмотря на многочисленные анекдоты, показали себя молодцами и участвовали в полете и исследованиях отнюдь не как обычные «космические туристы». Не знаю как для Вас, а для меня они настоящие Герои (причем и в прямом и в переносном смысле этого слова, так как все они награждены Золотой Звездой Героя Советского Союза), достойные хорошей памяти и всяческого уважения. К счастью все они до сих пор живы, хотя судьба у них сложилась по разному. Давайте поговорим о каждом.

Экипаж "Салюта-6"

Первым иностранным космонавтом в рамках программы «Интеркосмос» был майор чехословацкой национальной армии Владимир Ремек . Со 2 по 10 марта 1978 года он, совместно с Алексеем Губаревым на корабле Союз-28 совершил космический полет, состыковался со станцией Салют-6, где совместно с экипажем станции космонавтами Юрием Романенко и Георгием Гречко совершил ряд экспериментов и полностью выполнил полетное задание. Родина высоко оценила заслуги первого своего космонавта — он был награжден звездой Героя ЧССР и орденом Клемента Готвальда. Дальнейшая его судьба сложилась непросто, но на данный момент Владимир депутат Европарламента от Коммунистической партии Чехии и Моравии, заместитель руководителя комитета по сотрудничеству ЕС с Российской Федерацией. Владимиру всю жизнь пришлось доказывать, что в космос его, а не его дублера Олдржиха Пелчака пустили вовсе не из-за отца. Дело в том, что его отец стал на тот момент командующим ВВС Чехословакии и некоторые недоброжелатели говорили, что без его влияния тут не обошлось. Мне кажется это несправедливо. Если что-то и сыграло в пользу Владимира Ремека, так это то, что отец был словаком, а мать — чешкой. А во всем остальном он добился полета своим трудом, своей целеустремленностью и крепким здоровьем. В честь Ремека назван астероид род номером 2552.

Дипутат Европарламента В. Ремек

Вторым пилотом по линии Интеркосмоса стал человек сложной судьбы — Мирослав Гермашевский (Хермашевский). Родившейся в Ровенской области в польской семье он потерял своего деда и отца в результате так называемой Волынской резни, устроенной УПА, и сам чуть не погиб, когда его выбросили на снег в полуторагодовалом возрасте. Однако мальчик выжил, вырос и стал военным летчиком. 27 июня 1978 года в составе экспедиции «Союз-30» вместе с командиром корабля Петром Климуком провели в космосе почти 8 суток. После полета он остался служить в польской армии и дослужился до чина Бригадного Генерала (генерал майора), был заместителем командующего войсками ВВС и ПВО Войска Польского. Кстати его брат Владислав тоже стал бригадным генералом ВВС. В середине 90-х годов у Мирослава были некоторые проблемы с властями, был даже позорный момент, когда ему, первому поляку в космосе перестали платить пенсию, но к счастью все страсти улеглись и сейчас он проживает в Варшаве и является членом Исполнительного комитета Ассоциации космонавтов и астронавтов мира, занимается популяризацией космонавтики в родной Польше.
< href="http://pics.livejournal.com/id77/pic/00103y9e/ ">
П. Климук и М.Гермашевский

Последнее его и страстное увлечение — это небольшой аэроклуб, подобный тому, в котором он когда то начинал летать сам. Мирослав мечтает о том, что те мальчишки которые посещает его, когда нибудь сами станут космонавтами.
Среди его наград есть одна очень интересная. Это так называемый Орден улыбки. Это международная награда, присуждаемая известным людям, которые доставляют детям радость. При ее награждении надо выпить стакан лимонного сока и улыбнуться. Осталось только добавить, что дублером Гермашевского был Зенон Янковский.

Орден Улыбки

Номером 3 стал первый немец в космосе (и единственный гражданин канувшей в лету Германской Демократической Республики) Зигмунд Йен . 26 августа 1978 года вместе в Валерием Быковским они составили экипаж космического корабля Союз-31. Их совместный полет длился длился 7 суток 20 часов. Интересно, что в своих воспоминаниях, Зигмунд рассказал, что при стыковке с космической станцией «Салют-6» они все вместе с экипажем станции Владимиром Коваленком и Александром Иванченковым распили на орбите немного коньяку, который экипаж Союза-31 контрабандой перевез с собой в тюбиках из под смородинового сока.

Зигмунд Йен

Приземление на Землю спускаемого аппарата прошло не совсем гладко и Зигмунд получил небольшие повреждения позвоночника, которые, правда, не помешали ему остаться в авиации. В ГДР он был настолько популярен, что ему предлагали стать руководителем государства, вместо Эрика Хоннекера. Но Йен всегда был чужд политики и отказался, оставшись в армии, где дослужился до звания генерал-майора ВВС ГДР. Потом кстати, помогал собрать средства на лечение бывшего руководителя ГДР в Чили перед самой смертью Хонекера. Вопреки мнению, выраженному в популярном фильме «Гуд Бай, Ленин!» герр Йен никогда не работал таксистом, а всегда был связан с космосом. Сначала он работал представителем немецкого космического агентства DLR, затем перешел в Европейское космическое агентство. Сейчас на пенсии, но бодр, участвует в движении «Живой пояс планеты», выращивает сады и нянчит внуков. Со своей супругой они прожили вместе уже более 50 лет. В честь него назван астероид «17737 Зигмундия». Дублером первого немецкого космонавта был Эберхард Кёлльнер, с которым у Йена до сих пор хорошие и теплые отношения.

З.Йен и Э.Хоннекер

Следующим космонавтом социалистических стран, побывавшем на околоземной орбите стал болгарин Георгий Иванов. На самом деле фамилия этого человека была другой — Каккалов и из-за своей неблагозвучности первым болгарином в космосе должен был стать Александр Александров . Но у последнего возникли некоторые проблемы со здоровьем и решено было утвердить именно Каккалова. Правда последнему пришлось пожертвовать своей фамилией (кстати по настоянию именно болгарской стороны) и для СМИ он стал Георгием Ивановым. Георгий вошел в состав экипажа «Союза-33» под руководством Николая Рукавишникова . Однако полет этого экипажа был очень неудачным.

Первый болгарский космонавт Георгий Иванов (Каккалов)

Стартовали с Байконура они 10 апреля 1979 года, но из-за поломки двигателя было решено отказаться от стыковки со станцией Салют-6. В связи с этим было принято решение сажать корабль на Землю, причем не с помощью основного, а через резервный двигатель. Однако резервный двигатель отработал больше положенного времени, что привело к входу в атмосферу по крутой траектории и космонавтам пришлось испытать огромные перегрузки. Однако 12 апреля 1979 года приземлились они успешно. После полета Иванов продолжил службу в авиации НРБ и получил звание генерал-лейтенанта. В 1986 году Георгий Иванов еще раз пытался пройти комиссию для полета в космос, но не прошёл отбор. В начале 90-х был создателем и руководителем первой негосударственной болгарской авиакомпании «Эйр Болгария». Однако бизнес не пошел и в последние года Георгий серьезно занимался популяризации Гольфа в стране, а также участвует в благотворительных программах. В 1984 году защитил кандидатскую по физическим наукам.

Г. Иванов сейчас

26 мая 1980 года стартовал пилотируемый космический корабль «Союз-36» с 2-мя землянами — командиром корабля Валерием Кубасовым и гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем . Страстный поклонник футбола и не менее увлеченный апологет распространения эсперанто, также всей душой влюбился в авиацию. Видимо человек был такой, уж если любил, то всем сердцем и беззаветно. Видимо и летчик был неплохой, коли попал вместе с Белой Мадьяри в отряд космонавтов. Допустили к полеты именно Фаркаша, а Мадьяри остался его дублером. В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" вместе с космонавтами Леонидом Поповым и Валерием Рюминым , а потом благополучно вернулись на Землю.

экипаж "Союза-36"

После полета Берталан стал, что естественно, очень популярен на родине, однако после крушения Берлинской стены о нем также быстро забыли. Однако уже в 1994 году пришедшее к власти правительство социалистов вспомнила о первом венгре в космосе и присвоило Фаркашу звание бригадного генерала. Теперь он должен был послужить стране на должности военно-воздушного атташе посольства Венгрии в США. Однако через три месяца местная полиция лишила Фаркаша водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Космонавт был немедленно отозван в Венгрию для "официального разбирательства" и в США уже не вернулся, а в 1997 году уволен из армии на пенсию. После чего пару лет он пытался заниматься предпринимательской деятельности, после чего вновь решил вернутся в политику. Видимо полюбилась она Барталану, как ранее футбол, эсперанто и авиация. Сейчас он член консервативной политической партии «Венгерский демократический форум», но не забывает своих космических друзей.

Берталан Фаркаш

Первым и единственным космонавтом Вьетнама выпала честь стать Фам Туану . Так получилось что он был известным и популярным в своей стране задолго до космического полета. А случилось это вот как: 18-ти летнего паренька призвали во вьетнамскую народную армию. Он вырос в крестьянской семье и был настолько слаб и изможден физически, что в военкомате прямо не знали что с ним делать. Но заметили его острый ум, любовь к технике и неплохие теоретические знания и определили его в авиационные техники. На аэродроме решили, что из парня будет толк и отправили на учебу в Советский Союз. В СССР он настолько окреп физически, а главное показал себя таким любителем авиации, что было принято решение попытаться сделать из него пилота. Решение это оказалось правильным. Несмотря на то, что из-за войны Фам Туан не доучился, он со временем стал лучшим летчиком Вьетнама. Воевал сначала на МиГ-17, потом на МиГ-21 в самом известном авиаполки СРВ «Сао До» («Красная звезда») и был одним из 5 летчиков вьетнамских ВВС, кому было позволено совершать посадки и взлетать абсолютно со всех аэродромов Северного Вьетнама.

лучший вьетнамский истрибитель Фам Туам

Настоящая известность пришла к Туаму в 1972 году, когда он сбил американский бомбардировщик В-52. Эта победа оказалось единственной за всю войну, когда этот стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем.
Он стал настоящим героем вьетнамской нации.
Не удивительно, что после войны его карьера пошла в гору. Когда было принято решение послать в космос вьетнамского космонавта, то у руководства страны сомнений не оставалось — им должен был стать только Фам Туан. Дублером ему назначили Буй Тхань Лиема , но шансов у последнего практически не было.
23 июля 1980 года вместе с Виктором Горбатко они составили экипаж Союза 37, а через 7 дней Туан приземлился вместе с Леонидом Поповым и Валерием Рюминым.

первый вьетнамец в космосе!

После полета первый и последний пока вьетнамец в космосе на короткий срок вернулся на родину, а потом возвратился в Советский Союз и учился в Военно-воздушной академии имени Ю. А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама. На данный момент Туан до сих пор в строю и возглавляет Главное управление оборонной промышленности Министерства обороны. Он Генерал-лейтенант ВВС, обладатель всех высших орденов страны, по прежнему бодр и полон сил

Мендес и Рукавишников на тренировках в Звездном городке

Первым латиноамериканцем в космосе, единственным кубинским космонавтам стал подполковник Арнальдо Тамайо Мендес.
Мальчик вырос сиротой, пришлось работать с 13 лет. Он освоил несколько профессий и стал неплохим столяром. Когда пришло время вступить в армию его определили в авиацию и он пробился к самым вершинам благодаря упорному труду, хорошей подготовки и страсти летать. На его счету более 20 боевых вылетов и около 1400 часов налета. Как один из самых опытных летчиков кубинских ВВС, тем более неплохо зарекомендовавший себя еще на учебе в Ейском авиаучилище, он вместе с Хосе Армандо Лопесом Фальконом был зачислен в отряд космонавтов. 18 сентября 1980 года Мендес стартовал вместе с Юрием Романенко на корабле «Союз-38». Полет продлился 7 суток 20 часов.

Первый кубинский покоритель космоса.

С 1981 по 1992 года возглавлял аналог советского ДОСААФ - Общество военно-патриотического воспитания (SEPMI - Sociedad de Educacion Patriotico Militar). Депутат Национальной ассамблеи (четырех созывов), председатель депутатской группы дружбы «Куба-Россия». Председатель Ассоциации дружбы Куба-Россия. Несмотря на свои 70 он бодр, подтянут и энергичен. Все соратники с уважением относятся к его человеческим качествам. На Кубе он по прежнему настоящий Герой.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png