На автомобили ВАЗ 2109 устанавливаются два вида генераторов. Одну часть «девяток» комплектуют генераторами модели 94.3701, а на другую устанавливают словенские генераторы ААК-5102. У каждого из представленных видов есть свои особенности. Например, словенский генератор ААК-5102 можно заменить генератором 37.3701 отечественного производства, которые обычно устанавливают на ВАЗ 21083-20. Разница между генераторами 94.3701 и 37.3701 заключается лишь в роторе, который приводит генератор к работе, а именно в первом используется поликлиновый ремень, а во втором — клиновый ремень от шкива коленвала движка.

Устройство генератора ВАЗ 2109.

Генератор 94.3701.

  1. кожух
  2. вывод «В+» для подключения потребителей
  3. помехоподавляющий конденсатор
  4. общий вывод дополнительных диодов
  5. держатель положительных диодов выпрямительного блока
  6. держатель отрицательных диодов выпрямительного блока
  7. выводы обмотки статора
  8. регулятор напряжения
  9. щеткодержатель
  10. задняя крышка генератора
  11. передняя крышка генератора
  12. статор
  13. обмотка статора
  14. дистанционное кольцо
  15. шайба
  16. конусная шайба
  17. гайка
  18. вал ротора
  19. передний подшипник вала ротора
  20. клювообразные полюсные наконечники ротора
  21. обмотка ротора
  22. втулка
  23. стяжной винт
  24. задний подшипник ротора
  25. втулка подшипника
  26. контактные кольца
  27. отрицательный диод
  28. положительный диод
  29. дополнительный диод
  30. вывод «D»

Генератор 37.3701.

  • а — регулятор напряжения и щеточный узел генераторов выпуска с 1996 г.
  1. болт крепления выпрямительного блока
  2. контактные кольца
  3. шариковый подшипник вала ротора со сторон» контактных колец
  4. конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех
  5. вал ротора
  6. провод общего вывода дополнительных диодов
  7. зажим «30» генератора для подключения потребителей
  8. штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов)
  9. провод вывода «Б» регулятора напряжения
  10. щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения
  11. регулятор напряжения
  12. щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения
  13. шпилька для крепления генератора к натяжному устройству
  14. крышка генератора со стороны контактных колец
  15. крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора
  16. полюсный наконечник ротора
  17. шайбы крепления подшипника
  18. дистанционное кольцо
  19. шариковый подшипник вала ротора со стороны привода
  20. стальная втулка
  21. обмотка ротора (обмотка возбуждения)
  22. сердечник статора
  23. обмотка статора
  24. выпрямительный блок
  25. стяжной болт генератора
  26. буферная втулка
  27. втулка
  28. поджимная втулка
  29. вывод «В» регулятора напряжения
  30. щеткодержатель

Технические характеристики генераторов ВАЗ 2109.

Наибольшая сила тока отдачи при 13 В составляет 55 А у генератора 37.370 и 80 А у 94.3701.

У 37.370 предельное регулируемое напряжение – 13,6-14,6 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,04. У его аналога — генератора 94.3701 предельное регулируемое напряжение равно 13,2-14,7 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,4.

Помимо технических характеристик в этих моделях ВАЗовского генератора имеются отличия и в размере контактных колец: в 94.3701 кольца имеют меньший диаметр, нежели у 37.3701. Сделаны они так для продления срока службы щеток и уменьшения окружной скорости вращения.

Схема подключений генератора модели 37.3701.

При повороте ключа зажигания напряжение для включения генератора подключается к выводу через контрольную лампочку и резисторы. После того, как движок запущен, напряжение поступает в обмотку возбуждения от трех вентилей, присутствующих на выпрямительном блоке. При этом контрольная лампочка не горит, так как через нее не проходит ток. Основное напряжение подается на вывод регулятора непосредственно от вывода генератора.

С 1996 года в генератор модели 37.3701 внесли изменения, а именно изменили устройство регулятора и щеткодержателя. С этого момента регулятор напряжения находится в металлическом корпусе с прикреплен к щеткодержателю. То есть они стали неразборными.

Помимо рассмотренной модели генератора на автомобилях ВАЗ 2109 можно увидеть еще генераторы немецкие, болгарские и, как упоминалось выше, словенские. Их всех можно заменить на 37.3701. Отличия, конечно, есть, но они небольшие и связаны с самой конструкцией генератора, а по техническим данным и размерам они одинаковы.

  1. аккумуляторная батарея
  2. генератор
  3. монтажный блок
  4. дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт
  5. выключатель зажигания
  6. реле зажигания
  7. комбинация приборов
  8. контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи

Схема подключения генератора ваз 2109 (94.3701.).

Для запуска генератора 94.3701 после включения зажигания напряжение подходит к выводу регулятора, проходя через контрольную лампочку — она расположена на приборной панели. После включения зажигания данная лампочка должна загореться, а после запуска движка — погаснуть, если, конечно, генератор ВАЗ 2109 работает исправно. Кстати, если контрольная лампочка горит слишком долго, ярко или, наоборот, в половину накала, то это значит, что в работе генератора есть какая-то проблема.

После запуска мотора обмотка возбуждения получает напряжение от трех дополнительных вентилей, находящихся на выпрямительном блоке генератора.

  1. аккумуляторная батарея
  2. генератор
  3. монтажный блок
  4. замок зажигания
  5. контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная на панели приборов

Внимание!

Независимо от модели генератора ВАЗ 2109 необходимо всегда помнить одно важное правило: «минус» аккумулятора должен быть всегда соединен с «массой», а «плюс» — с зажимом генератора. При неправильном подсоединении будет вызвано повышенное напряжение через вентиля, и они повредятся.

Также запрещено включать генератор без аккумулятора, так как это спровоцирует кратковременное перенапряжение на выводе генератора, которое приведет к повреждению регулятора и, как следствие этого, к неисправностям электронных устройств в сети автомобиля.

Ремонт генератора ваз 2108 проводится в случае его выхода из строя, когда требуется его частичная или полная разборка. Генератор разбирается для замены щеток, чистки коллектора, пропитки изоляционным лаком обмоток статора или для выполнения любого другого мелкого ремонта.

Прежде чем приступать к ремонтным работам, необходимо снять генератор с автомобиля, о том как это сделать см. . Так же для ремонта потребуется стандартный набор инструментов. При наличие всего необходимого можно приступать к работам:

  • Сняв генератор с автомобиля, положите его на заранее подготовленную чистую поверхность. Отворачиваем гайку крепления регулировочной планки и снимаем ее. Далее необходимо снять крепежный кронштейн, с помощью которого генератор крепится к блоку цилиндров, отворачиваем гайку крепления болта, вынимаем болт и снимаем кронштейн. После того, как планка с кронштейном сняты, .

  • С обратной стороны снимаем конденсатор, предварительно открутив гайку и отсоединив провод конденсатора от вывода «30». Откручиваем винт конденсатора и снимаем его.

  • Тут же рядом отворачиваем винты крепления щеткодержателя и вынимаем его со своего посадочного места. В корпус щеткодержателя так же встроен регулятор напряжения, его снимать не обязательно.

  • Снимаем заднюю крышку генератора, для этого нам потребуется съемник. Отворачиваем четыре винта крепления крышки к корпусу статорной обмотки и вынимаем стяжные болты. Устанавливаем съемник и стягиваем крышку с вала якоря.

  • После того, как задняя крышка снята, снимаем с вала якоря распорную втулку и извлекаем сам якорь из статорной обмотки.

  • От выпрямительного блока необходимо отсоединить выводы статорной обмотки, отвернув гайки их крепления. Снимаем гайки и извлекаем болтики крепления выводов. На болтах будут находится изолирующие колодки. Теперь можно вынуть статорную обмотку из корпуса генератора. Вынимаем ее и убираем в сторону.

  • Теперь необходимо снять выпрямительный блок, который расположен в крышке генератора. Чтобы его снять открутите гайку крепления вывода «30». Рядом с «30» выводом расположен пластмассовый разъем со штекером. Штекер необходимо извлечь, предварительно отжав его фиксатор небольшой плоской отверткой. Фиксатор отжимается с внутренней стороны разъема, после чего штекер протолкните внутрь при этом разъем останется на крышке. Извлеките выпрямительный блок из крышки генератора.

  • Для замены подшипника в крышке генератора необходимо с наружной стороны крышки открутить четыре гайки болтов крепления внутренней и наружной шайбы, после чего, сняв шайбы, выпресовать подшипник подходящей по диаметру оправкой. Запресовку нового произведите так же через оправку.

  • Замена подшипника вала якоря производится так же с помощью съемника. Спресовываете старый подшипник и запресовывайте новый. Усилие при запресовке необходимо прикладывать к наружному кольцу подшипника.

После того, как весь генератор разобран, произведите необходимый ремонт или замену отдельных вышедших из строя элементов. Проверьте состояние корпуса генератора на наличие механических повреждений, при необходимости замените все деффектные детали. Сборку проводите в обратной последовательности. На этом завершен.

Электрический генератор ВАЗ 2108 выходит из строя достаточно часто. Причин возникновения неполадок в оборудовании множество, а последствия игнорирования таких неисправностей могут быть плачевными. Поэтому крайне важно своевременно уделять внимание техническому обслуживанию своего автомобиля. Ремонт электрогенератора — это элементарный процесс, с которым справится даже автолюбитель без опыта. Достаточно разобраться в принципах работы такого оборудования.

Принцип работы устройства и его схема

Электрогенератор выполняет роль автономного источника энергии в любом автомобиле, он предназначен для равномерной подпитки аккумулятора. Если генератор выходит из строя или изнашивается, аккумулятор перестает получать необходимое количество энергии и не может обеспечить стабильную работу технической составляющей машины.

Как только его заряд иссякает, транспортное средство глохнет. Завести машину после подобного — это не самая простая задача. Для получения визуального представления о работе электрогенератора потребуется его схема. Схема генератора ВАЗ 2108 представлена на рисунке. На ней пронумерованы все элементы, которые имеют важное значение в работе устройства.

  1. Электрогенератор.
  2. Минусовый диод.
  3. Запасной диод.
  4. Плюсовый диод.
  5. Лампа управления разряда аккумулятора.
  6. Приборный блок.
  7. Вольтметр.
  8. Монтажный блок.
  9. Резервные резисторы по 100 Ом.
  10. Реле зажигания.
  11. Питание зажигания.
  12. Батарея аккумулятора.
  13. Конденсатор.
  14. Роторная обмотка.
  15. Контроллер напряжения (есть только в моделях автомобиля, выпускавшихся до 1988 г.).

Схема генератора ваз 2108. 1 — генератор; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — положительный диод; 5 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 — комбинация приборов; 7 — вольтметр; 8 — монтажный блок; 9 — дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 — реле зажигания; 11 — выключатель зажигания; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — конденсатор; 14 — обмотка ротора; 15 — регулятор напряжения

Электрический генератор на ВАЗ 2108 располагается под капотом машины, он функционирует при помощи специального ремня. Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

  • износ щеток;
  • поломка заряжающего реле;
  • неисправность диодного моста;
  • стопор подшипников роторного вала.

Ремонт генератора «восьмерки»

Прежде всего потребуется определить причину поломки. Это осуществляется по следующим признакам:

  • наличие нехарактерных для работы автомобиля звуков (стопор подшипников);
  • невысокая производительность устройства (ослаб ремень генератора ВАЗ 2108, износились щетки);
  • нестабильное выходное напряжение (выход из строя диодного моста).

Чтобы диагностировать поломку, прежде всего необходимо при помощи вольтметра замерить уровень напряжения на аккумуляторе. Для этого надо освободить обе клеммы и подключить устройство. Если электрогенератор в работоспособном состоянии, напряжение будет находиться в диапазоне 13,8-14,5 В. После этого нужно запустить мотор и прикоснуться рукой к крышке генератора для выявления уровня вибрации.

В случае сильного износа подшипников роторного вала вибрация будет довольно ощутимой. При исправной работе ее практически нет. Затем нужно проверить уровень ослабления ремня. Для этого следует заглушить двигатель и надавить на ремень пальцами. Он считается исправным при прогибе не более 1-1,5 см.

После первичной диагностики и определения проблемы необходимо демонтировать, разобрать и отремонтировать устройство, а затем установить его обратно.

Демонтаж электрогенератора

Перед снятием генератора потребуется заглушить мотор, повернуть рулевую колонку вправо до конца и заглянуть под капот. На 2108 устройство располагается в нижней части, левее от двигателя, рядом с охлаждающим радиатором. Обнаружив генератор, перед началом работ не забудьте освободить клеммы аккумулятора. Если вы подозреваете износ щеток, стоит сначала демонтировать зарядное реле, которое находится на задней части корпуса электрогенератора.

Оно закреплено при помощи двух болтов. Открутив метизы и отсоединив контактный штекер, необходимо осмотреть состояние щеток. Если их ресурс выработан, потребуется приобрести новое зарядное реле. Это определяется простым измерением длины щетки, ее размер должен быть не менее 4 см. При работоспособном состоянии щеток достаточно закрепить реле обратно. В случае других проблем потребуется полностью демонтировать сам генератор.

В первую очередь нужно отключить проводку, которая разделена на 2 части. Первая — включает в себя два красных провода, они подведены к задней части корпуса генератора и закреплены метизами. Вторая часть состоит из одного красного провода, он подсоединен к клемме генератора при помощи штекера с той же стороны устройства. Отсоединив обе проводки, нужно демонтировать генератор в определенной последовательности.

Сначала раскручиваются метизы, которые закреплены на планке ременного натяжителя (сверху генератора). Затем откручивается гайка, крепящая эту же планку к блоку мотора. После этого нужно раскрутить гайку, которая крепит кронштейн генератора к блоку мотора. Далее снимается ремень устройства, откручиваются метизы, крепящие генератор к кузову автомобиля. По завершении этих действий генератор можно снять легким движением и приступить к его разборке.

Разборка устройства

Для разборки потребуются следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • съемник подшипников;
  • тиски.

С их помощью процесс разборки существенно ускорится. Приступая к работе, нужно раскрутить метизы крепления роторного вала ключом на 19. Обычно они закрепляются очень туго, поэтому придется приложить немало усилий. В процессе раскручивания элементов крепежа важно запомнить их расположение, поэтому рекомендуется сделать примерный набросок на бумаге. Эта схема поможет вам не запутаться при сборке устройства.

Расположите генератор задней частью кверху и раскрутите 4 элемента крепления при помощи ключа на 8. Так вы сможете вскрыть фронтальную часть корпуса электрогенератора. Там располагается подшипник, который крепится при помощи пластин. Раскрутите метизы, фиксирующие его пластины, и высвободите подшипник из гнезда.

Если он не поддается, необходимо поспособствовать этому деревянной рейкой, размер которой совпадает с габаритами подшипника. Неразобранную часть генератора потребуется закрепить в тисках и дернуть заднюю часть корпуса для высвобождения элемента. Остаются только роторный вал и еще один подшипник, которые демонтируются при помощи съемника. Для этого нужно насадить инструмент на подшипник и высвободить его из гнезда вала.

Детали генератора: 1 – регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем у генераторов выпуска с 1996 г.; 2 – регулятор напряжения и щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка; 20 – конденсатор

Если вы диагностировали износ подшипников, необходимо записать их маркировку и приобрести новые. Нет необходимости идти в магазин запчастей, взяв с собой подшипники. Не рекомендуется слушать советы продавцов по поводу схожих подшипников, которые тоже подойдут. Покупайте продукцию, строго соответствующую маркировке оригинальных деталей.

Разобравшись с подшипниками, потребуется проверить диодный мост, который размещается внутри задней части корпуса устройства. При обнаружении механических повреждений или окисления на поверхности детали нужно демонтировать мост, раскрутив 4 элемента крепления, и заменить на новый. Стоимость всех вышеупомянутых деталей не превышает 800-1000 руб. в общей сложности, поэтому вы можете заменить все сразу, если есть такая возможность.

Что такое генератор ВАЗ 2108 и где он установлен, знает каждый владелец этого автомобиля. Но вряд ли все смогут сказать, на каких принципах он работает, а также перечислить все основные элементы, из которых он состоит. Стоит заметить, что генератор и простой двигатель постоянного тока очень похожи по своей конструкции. Даже не просто похожи, а являются идентичными устройствами. Разница лишь в том, что один вырабатывает электроэнергию, а второй - потребляет. Но на этом отличия не заканчиваются, нужно рассмотреть более подробно систему генератора, чтобы найти их все.

Ротор и его обмотка

Можно сказать, что основа генератора - это его ротор. На нем имеется обмотка из медного провода. На роторную обмотку подается постоянное напряжение от аккумуляторной батареи. Принцип работы любой генераторной установки заключается в том, что необходимо наличие двух основных составляющих - движения и постоянного магнитного поля. Как можно последнее создать? Либо установкой мощных магнитов, либо намоткой провода на магнитопроводе. Первый вариант отпадает сразу же, так как стоимость, например, ниодимовых магнитов, которые идеально подходят для этой цели, чересчур высокая. Схема генератора ВАЗ 2108 включает в себя обмотку на роторе.

Намного дешевле и проще оказывается провести намотку на магнитопроводе медного кабеля. Все дело в том, что при подаче напряжения на такую обмотку происходит генерация магнитного поля. И оно тем больше, чем выше напряженность поля. Следовательно, при увеличении характеристик питающего напряжения усиливается и поле. Стоит заметить, что медный провод оказывается во много раз дешевле ниодимовых магнитов, а срок службы его очень высокий. Электрические повреждения нанести ему практически нереально, равно как и механические. Последние - разве что при неосторожном обращении во время ремонта.

Статорная обмотка

Генератор ВАЗ 2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

По сути, конечно, статорная обмотка автомобильного генератора состоит из трех абсолютно равных частей. Причина в особенном способе вырабатывания электроэнергии - получить требуется трехфазное переменно напряжение, которое впоследствии будет выпрямляться. Но об этом процессе будет рассказано ниже. Другими словами, статор очень сильно похож на аналогичный элемент асинхронного двигателя. Даже соединение обмоток производится по такой точно схеме. Подключение генератора ВАЗ 2108, а если точнее, то его обмоток, производится по схеме «звезда».

Крышки и подшипники

В передней и задней крышках, которые крепятся к корпусу статора, имеются подшипники. Они необходимы для обеспечения нормального функционирования генератора. С их помощью ротор свободнее вращается, но самое главное - производится его центровка строго по оси вращения. Следовательно, магнитопровод ротора не цепляет обмотку статора во время работы. Крышки выполнены из легкого металла - алюминия, который выполняет сразу несколько функций.

Во-первых, алюминий прекрасно поглощает и отдает тепло. А генератор ВАЗ 2108 очень сильно нагревается во время работы. Во-вторых, алюминий имеет малый вес, что позволяет облегчить всю конструкцию. Кроме того, на генераторе, в передней его части, монтируется крыльчатка. Во время вращения ротора она вырабатывает поток воздуха, который поступает на корпус механизма. За счет этого происходит дополнительное охлаждение.

Привод генератора

Для привода используется ремень генератора ВАЗ 2108. Стоит отметить, что эта модель автомобиля производилась лишь с карбюраторной системой впрыска, поэтому ремень на ней устанавливался клиновидный. На более новых автомобилях девятого и десятого семейства, топливная система у которых инжекторного типа, ставят несколько иной ремень. Он больше похож на тот, которым приводится в движение только вместо зубьев с внутренней стороны у него ручейки.

Выпрямительный мост

Именно с помощью этого устройства происходит преобразование переменного напряжения в постоянное. Ведь вы знаете, что в бортовой сети автомобиля имеется плюс и минус. А некоторые даже могут сказать, что генератор ВАЗ 2108 выдает 12 Вольт. Правда, тут же найдется кто-нибудь, кто сможет уточнить немного, упомянув о том, что на некоторых автомобилях в бортовой сети 24 Вольт. Но на восьмерках, конечно же, всего 12, этого вполне достаточно. Так вот, в бортовой сети плюс и минус, а на выходе обмотки генератора три фазы. Что же делать?

Для этой цели и применяется выпрямительный блок. Состоит он из трех пар полупроводниковых диодов. Получается так, что два диода выпрямляют каждую фазу, поступающую от статорной обмотки. А на выходе этого устройства после осуществления преобразования получается постоянное напряжение. Также схема генератора ВАЗ 2108 включает в себя конденсатор, который производит отсечку всего переменного тока, остающегося после блока выпрямителя. Но вот беда в другом - в зависимости от того, какая частота вращения у ротора, происходит и изменение напряжения на выходе. Как же от этого избавиться?

Регулятор напряжения

Проблема поставлена, ее нужно решать. А сделать это несложно, если просто стабилизировать напряжение, которым запитывается обмотка ротора генератора. Все дело в том, что теперь, независимо от того, какое напряжение будет на выходе пары источников питания - генератора и аккумулятора, к обмотке возбуждения (ротора) подается только стабильное. На автомобилях ВАЗ 2108 напряжение генератора составляет порядка 12,5-13,8 Вольта. Следовательно, магнитное поле будет всегда одинаковым, независимо от частоты вращения ротора. И если это так, то на статорной обмотке напряжение тоже будет стабильным.

Как демонтировать генератор

Чтобы замена генератора ВАЗ 2108 прошла максимально быстро, вам потребуется наличие проникающей смазки. Причина ее необходимости кроется в самом нижнем креплении. Болт расположен на уровне поддона двигателя. К сожалению, не всегда на машине имеется грязезащитный щиток. А даже если он и стоит, то влага и пыль попадают на резьбовое соединение. Поэтому его нужно обильно обработать проникающей смазкой, после чего дать отстояться хотя бы с полчаса. Этого времени достаточно, чтобы произошло размокание всей ржавчины и грязи на резьбе.

Если давно не снимался генератор, то лучше этой же смазкой обработать и верхнюю гайку. После такой небольшой подготовки выкручиваете с верхней шпильки гайку полностью. При помощи накидного и торцового ключей выкручиваете нижний болт. Желательно проводить эту работу снизу автомобиля, так намного удобнее будет. Вполне возможно, что болт туго начнет выходить. Для того чтобы его вытянуть, вам потребуется воспользоваться болтом или шпилькой чуть меньшего диаметра. Заметьте, что все эти работы должны проводиться при отключенной аккумуляторной батарее. Все провода, которыми проведено подключение генератора ВАЗ 2108, также требуется отсоединять.

Как установить новый генератор

Монтаж нового генератора производится в обратной последовательности. Внимательно посмотрите на состояние нижнего болта. Если на нем имеются повреждения резьбы, то лучше замените его. Вам же окажется проще впоследствии проводить ремонт генератора. Особое внимание при установке уделяйте натяжению ремня. Если он окажется недостаточно натянутым, то ваш аккумулятор будет плохо заряжаться. А если же сильно натянуть ремень, то произойдет разрушение подшипника в передней крышке. В итоге вы получите неприятный свист при работе двигателя. И причина тому - появление люфтов в подшипнике. Установка генератора на ВАЗ 2108 должна производиться так, чтобы не возникло даже малейших перекосов.

Заключение

В завершение хотелось бы отметить, что только своевременное обслуживание обеспечит нормальную и стабильную работу генераторной установки. Заменять регулятор напряжения, который на восьмерках объединен в один узел со щетками, необходимо вовремя. Не стоит дожидаться того момента, когда пропадет питание роторной обмотки из-за полного разрушения щеток. Лишь при этих условиях генератор ВАЗ 2108 не подведет и будет всегда выдавать нормальную зарядку для аккумулятора.

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р - розовый.
  • Ф - фиолетовый.
  • О - оранжевый.
  • ЧБ - черно-белый.
  • КБ - коричнево-белый.
  • ЧГ - черно-голубой.
  • К - коричневый.
  • Ч - черный.
  • Б - белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки , внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив , на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2106

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 - аккумуляторная батарея; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - генератор; 5 - положительный диод; 6 - обмотка статора; 7 - регулятор напряжения; 8 - обмотка ротора; 9 - конденсатор для подавления радиопомех; 10 - монтажный блок; 11 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 - вольтметр; 13 - реле зажигания; 14 - выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке :

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора . Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png